Новости

31.01.2018

В Челябинске ищут концессионера для создания платного парковочного пространства

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) Челябинска разместил на сайте госторгов информацию о приеме заявок на заключение концессионного соглашения на 14 лет по организации и обслуживанию платных парковок на Южном Урале. С соответствующей инициативой выступило ООО «Администратор челябинского парковочного пространства» (ООО «АЧПП»). Теперь чиновники по закону обязаны выяснить, могут ли другие игроки предложить более выгодные условия концессии. Если нет, соглашение должно быть заключено, в противном случае последует конкурс.

О необходимости создания в столице Южного Урала сети платных парковок говорят давно, но конкретные очертания идея обрела лишь в прошлом году. «Это частная инициатива. Мы неоднократно обсуждали это предложение — на комиссиях и на заседании рабочей группы. И вот теперь, когда все вопросы улажены, мы в установленном законом порядке разместили предложение на сайте торгов», — рассказал Znak.com глава Челябинска Евгений Тефтелев. 

Сообщение появилось на Torgi.gov.ru 19 января, с 22 января 2018 года КУИЗО приступил к приему заявок, который продлится до 5 марта 2018 года. А к 12 марта местные власти рассчитывают подвести итоги этой работы. На сегодня в документации к лоту приложено только предложение ООО «АЧПП», о других участниках закупки на сайте сведений нет. В КУИЗО пока не дали ответ на запрос Znak.com о предложениях других инвесторов. 

Как рассказал директор ООО «Администратор челябинского парковочного пространства» Дмитрий Бурлуцкий, за три года компания планирует поэтапно ввести в Челябинске 7 939 платных парковочных мест. «Количество мест было определено на основании проведенных исследований нагрузки на улично-дорожную сеть, а также экономического анализа окупаемости проекта, — пояснил инвестор. — На первом этапе планируется создать более 1200 парковочных мест, местоположение которых будет утверждено постановлением администрации города. Их строительство будет осуществлено в течение не более 200 дней с момента заключения концессионного соглашения. Одним из приоритетных мест организации платного паркинга станет привокзальная площадь и прилегающие к ней территории». 

Всего за три года компания намерена инвестировать в проект более 350 млн рублей. 

Сюда входят расходы на создание и эксплуатацию системы парковочного пространства, благоустройство территории, закупка оборудования и программного обеспечения, обеспечение работы сервисов, созданных для удобства пользователей: мобильное приложение, сайт, СМС-сервис, предоставление услуг круглосуточного call-центра и так далее. Бюджет города при этом не потратит ни копейки. Зато, по оценкам инвестора, за 14 лет действия концессионного соглашения получит более 600 млн рублей в качестве отчислений. Кроме того, в муниципальную казну пойдут все штрафы за неправильную парковку. А это, считают в ООО «АЧПП», не менее 1 млрд рублей. 

Какой будет плата за пользование парковкой, должны определить муниципалитет и городская дума. На сегодня цена определяется постановлением администрации Челябинска № 447-п от 12 октября 2017 года, которым предполагается разделить платное парковочное пространство на несколько зон с разной тарификацией и взимать по 30, 50 и 100 рублей в час. 

«Последний тариф предусмотрен только для парковки у железнодорожного вокзала. Это позволит всегда обеспечивать необходимое число (10-15%) свободных мест на парковке. В таких проблемных с точки зрения парковки местах использование парковочного места, как правило, кратковременное (до 1 часа). Потребителю услуги очень важна именно возможность припарковать автомобиль, чем ближе к ж/д вокзалу, тем лучше. Если в данной тарифной зоне будет установлен стандартный тариф, это не изменит ситуации с отсутствием парковочных мест, они по-прежнему будут постоянно заняты», — отмечает Дмитрий Бурлуцкий. 

По его словам, при определении тарифов был проанализирован опыт российских городов, в которых на разных стадиях развития уже реализованы проекты платного парковочного пространства. Минимальный размер оплаты парковочного места в 30 рублей за час, в частности, установлен в Краснодаре, Калуге и Казани.

Стоит отметить, что впервые проект инвестора был публично рассмотрен в июне прошлого года на заседании Общественной палаты города. Тогда он подвергся критике даже тех, кто всегда ратовал за освобождение улиц от машин. 

«Безусловно, после этого мы проделали большую работу, изучили и учли опыт других городов, реализующих аналогичные проекты, проработали рекомендации, высказанные участниками обсуждения.

В частности, за счет инвестора будут разработаны проекты организации дорожного движения, позволяющие учесть все возникающие нюансы при создании парковок.

Созданные без надлежащей проектной проработки парковки не отвечают современным требованиям. Такого в нашем случае не будет. Была проведена дополнительная исследовательская работа по определению оптимального местоположения здания центра управления парковками, он будет расположен в промышленной зоне города. Также мы скорректировали срок соглашения, найдя пути оптимизации расходов, и предложили передать создаваемый объект концессионного соглашения городу на 1 год раньше (то есть не через 15, а через 14 лет)», — подчеркнул Дмитрий Бурлуцкий. 

Впрочем, недовольны остались не все. Блогер Илья Варламов, известный в том числе своими критическими высказываниями о Челябинске, горячо поддержал планы администрации города по превращению центральных улиц в зону платных парковок.

Для наглядности он выложил фотографии центра Челябинска сейчас, а также снимок со спутника. «На фото — Челябинск-Сити, за ним — многоуровневый платный паркинг, вокруг бесплатные парковки. Платить за парковку в Челябинске не принято, поэтому паркинг стоит полупустой, зато на улице нет свободных мест. Все свободное пространство отдано под парковку автомобилей. Это совершенно нормально для Челябинска, потому что это город для автомобилей… Как только вы заасфальтируете в городе новый кусочек земли, он сразу будет заполнен машинами… Ваш город сейчас похож на гигантскую бесконечную парковку. Пешеход чувствует себя неудачником, которому выпала участь идти ногами, вытирая одеждой колесницы более удачливых граждан», — описывает свои впечатления от Челябинска Илья Варламов. 

Блогер был искренне удивлен комментариями жителей, которым идея создания платных парковок пришлась не по душе. И, кстати, в подобном ключе высказывались и другие челябинцы, переехавшие из столицы Южного Урала в Москву. Там расширение тротуаров и уменьшение количества машин считают благом. 

Тем не менее даже сегодня находится немало скептиков, которые считают, что вводить платные парковки в Челябинске рано, да и вообще они должны быть муниципальными. Такой вариант, кстати, в прошлом году рассматривался в городской думе, однако для его реализации не хватило нормативной базы. В управление Федеральной антимонопольной службы региона последовала жалоба, по результатам рассмотрения которой было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Помимо прочих нарушений, УФАС указал, что предлагаемый депутатами порядок определяет, что обслуживание парковки осуществляет оператор парковки, которым может быть муниципальное учреждение. При этом учреждение получает земельный участок в нарушение земельного законодательства и без конкурентных процедур. 

Одним из пилотных проектов по организации платных муниципальных парковок должна была стать парковка на Театральной площади, у администрации города. Для этого там установили будку, смонтировали шлагбаумы. Взимать деньги с автомобилистов планировали начать с конца ноября, однако платная парковка так и не заработала. Когда председателя Челябинской городской думы Станислава Мошарова спросили об этом на встрече с руководителями СМИ перед Новым годом, он высказал мнение, что платная парковка в принципе должна работать и выглядеть иначе. На ней не должно быть будок, шлагбаумов и прочих архаизмов. 

Действительно, в развитых странах и российских городах, которые идут по этому пути, устанавливаются паркоматы и соответствующая разметка. Автомобилист попросту идет и оплачивает необходимое ему количество часов, получает парковочный талон, который кладет под лобовое стекло. Будки и шлагбаумы — пережитки прошлого, которые уродуют облик города, загромождают улицы и, ко всему прочему, дают возможности для ведения «черной» кассы и ухода от налогов. 

Однако закупать паркоматы и создавать инфраструктуру за счет средств бюджета Челябинск попросту не сможет — таких денег в казне нет, и вряд ли они в ближайшем будущем появятся. Именно поэтому город привлекает концессионера. 

«Подобная тема обсуждается во многих городах России. В Екатеринбурге над созданием платных парковок работают уже года два. Москва, Краснодар, Пермь и многие другие города движутся в этом направлении, — рассказал мэр Челябинска Евгений Тефтелев. — Я не считаю, что все услуги в городе должны оказывать муниципальные структуры. Должны работать и муниципальные, и частные организации. Хотя депутатам, которые не поддерживают идею частных платных парковок, никто не мешает организовать у себя в округе муниципальные. Если у них это получится, можно будет перенимать опыт».  


Количество показов: 223

Возврат к списку



Координационный совет по организации дорожного движения