ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В РЕШЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ Г.МОСКВЫ











«Градостроительное направление в решении транспортных
проблем города - рассмотрение Москвы
 и Московской агломерации как единого объекта
 стратегического планирования»

Сергей Ткаченко

Сергей Ткаченко – директор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», заслуженный архитектор Российской Федерации, Член–корреспондент Российской Академии Художеств, Советник Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук, Академик Московского отделения Международной Академии Архитектуры (МААМ), действительный член Академии Архитектурного Наследия, член Союза Архитекторов России.

Москва – центр крупнейшей городской агломерации России. Москву отличает высокая концентрация населения и трудозанятых, которая имеет тенденцию к постоянному наращиванию. В результате ежедневной маятниковой миграции населения возникают значительные транспортные проблемы.
Хроническое недофинансирование развития транспортной инфраструктуры привело к отставанию этой сферы на 25-30 лет от потребностей города. Метрополитен в настоящее время обслуживает потребности города, имевшиеся в 1977-1985 гг. Магистральная улично-дорожная сеть Москвы обеспечивает потребности города, имевшиеся в 1984-1986 гг. Фонд Машино-мест Москвы обслуживает потребности города, имевшиеся в 1994-1996 гг.
Обеспечение комфортных пассажирских перевозок возможно только при выполнении следующих условий:
- создание более выгодных условий при пользовании общественным транспортом, при совершенствовании системы общественного транспорта и повышении комфортабельности перевозок;
- создание внеуличной сети городских магистралей, обеспечивающих связь между районами города и загородных дорог с городом с высокой пропускной способностью и скоростью движения;
- использование существующего потенциала транспортной инфраструктуры за счёт её оптимизации и совершенствования;
- формирование градостроительной политики города, направленной на решение транспортных проблем.


Основные мероприятия - «Девять принципов»:
  • строительство участков линий скоростного трамвая;
  • строительство перехватывающих паркингов в Москве и Московской области;
  • организация выделенных полос движения для наземного пассажирского транспорта;
  • внесение изменений в законодательную базу;
  • организация движения на Малом кольце Московской железной дороги и строительство дополнительных главных путей на всех железнодорожных направлений для организации скоростного и пригородно-городского сообщения;
  • приведение в соответствие планировочных параметров магистралей на стыке Москвы и Московской области;
  • регулирование въезда в центр;
  • реализация комплексного подхода к организации парковочного пространства в центральной части города;
  • унификация тарифов для проезда на метрополитене, железной дороге и наземном пассажирском транспорте.

Стратегия решения транспортных проблем современного мегаполиса
Генеральное направление:
  • определение оптимального распределения нагрузки на виды пассажирского транспорта, в качестве ориентиров следует рассматривать следующую структуру пассажирских перевозок: 20% – легковой индивидуальный транспорт и 80% – общественный пассажирский транспорт;
  • реализация системы мероприятий, предусматривающих более выгодное использование для поездок по городу общественного транспорта, чем личного транспорта, в том числе реализация мероприятий, направленных на комфортное передвижение по городу лиц с ограниченными возможностями;
  • разработка и реализация комплексной долгосрочной стратегии развития транспортной системы Московского транспортного узла;
  • планомерное развитие сети метрополитена, создание системы экспрессного метрополитена;
  • планомерное развитие внеуличной сети автомагистралей.


Градостроительное направление в решении транспортных проблем:

  • рассмотрение Москвы и Московской агломерации как единого объекта стратегического планирования;
  • формирование целей развития Москвы как мирового города в системе «мирового каркаса»;
  • диверсификация функций экономики города с целью формирования оптимальной отраслевой структуры;
  • разработка механизмов ограничения роста Москвы, расселения населения в пригородной зоне, создания городов-спутников и развитие других городских поселений на территории Московской области;создание экономических, социальных и правовых механизмов регулирования объема и структуры миграционного прироста населения Москвы и городов Московской области;
  • формирование единой системы расселения населения и территориальной организации регионов Центрального федерального округа Российской Федерации;
  • обеспечение комплексности городской застройки Москвы и прилегающих территорий объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • создание условий инвестиционной привлекательности городского строительства, обеспечивающих опережающий рост инвестиций из внебюджетных источников финансирования;
  • разработка нормативно-правового обеспечения взаимодействия органов управления различных уровней (государственных, региональных, местных) в вопросах регулирования развития Москвы и Московской агломерации.