РОССИЙСКОЕ ТРАНСПОРТНО - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ













«Ошибки в транспортном планировании становятся
 ошибками в городской социальной политике»

Михаил Петрович

Михаил Петрович – заместитель Генерального директора - Директор бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИград».
Руководитель проектов создания территориальных информационных систем в Санкт-Петербурге (в рамках разработки проектов банка градостроительных данных, градостроительного и земельного кадастров, проекта реконструкции исторического центра), руководитель разделов по развитию транспортной инфраструктуры в составе генеральных планов Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов. Участник разработки системы моделирования транспортных потоков для городских транспортных систем. Участник международных проектов по развитию системы землепользования, комплексного развития регионов.



Отставание уровня развития транспортной инфраструктуры российских городов от новых потребностей городских сообществ становится ощутимым препятствием для реализации проектов всех уровней – от крупномасштабных национальных до частных проектов по реконструкции отдельного участка застройки. Попытки решения транспортных проблем вне системы планирования приводят либо к потере вложенных средств, либо к ухудшению транспортной ситуации. Ошибки в транспортном планировании становятся ошибками в городской социальной политике.

Недостаточное внимание к стадии планирования развития транспортной инфраструктуры можно объяснить рядом объективных и субъективных причин, как характерных для многих стран мира, так и специфических для Российской Федерации.

Специфические особенности постперестроечного периода в развитии нашей страны - восстановление права частной собственности на землю, формирование органов местного самоуправления и делегирование им прав и обязанностей по развитию территорий, включение городов в глобальную транспортную сеть, коренная переориентация товарно-транспортных потоков, рост автомобилизации. Эти процессы предугадывались в начале 1990х годов, но их ход не поддавался сколько-нибудь серьезному планированию.


Начало восстановления системы транспортного планирования на новых социально-экономических основах можно отнести к концу 1990х - началу 2000х годов. В это время развернулась работа над стратегическими планами развития городов, но основное внимание уделялось внешним связям городов. К середине 2000-х годов созрели предпосылки для восстановления полноценной системы управления и планирования транспортной инфраструктуры городов.

Однако, Градостроительный кодекс РФ, принятый в 2004 году, полностью исключил из градостроительной деятельности понятие транспортной системы территории. Несмотря на отсутствие государственных требований, многие города в последние 5 лет стали разрабатывать транспортные разделы новых генеральных планов в полном объеме, с проведением полного комплекса иссле-дований и проектных работ. К этому побуждали явно видимые транспортные проблемы, мешающие жизнедеятельности городов. В период с 2005 по 2010 гг. было разработано более 10 «Комплексных транспортных схем», проведены обследования подвижности населения в Санкт-Петербурге, Астрахани, Перми, других городах, стали проводиться обследования пассажирских и транспортных потоков, восстанавливаться испытанные временем и внедряться новые модельно-программные комплексы для расчета транспортных потоков в городских сетях.


Инициативные работы в сфере транспортного планирования последнего десятилетия выявили следующие проблемы:
- Законодательный вакуум в сфере территориального транспортного планирования;
- Отсутствие полноценной методической базы планирования развития городской транспортной инфраструктуры;
- Почти полное отсутствие исходной транспортной информации. Для разработки транспортных проектов приходится применять сложные методики моделирования современной ситуации;
- Крайне малочисленный корпус специалистов в области транспортного планирования.

Предложения:
- Необходимо восстановить правовое поле транспортного планирования, обновить методические материалы на основе обновленной парадигмы развития городов. Принять новые показатели развития транспортных систем городов, увязав их со стратегическими планами.
- Методические рекомендации составлять на основе анализа современного опыта транспортного планирования – как в отечественной, так и в зарубежной практике.
- Требуется обновить и расширить систему исследований и подготовки специалистов на базе ВУЗов.