ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ В ГОРОДАХ: БУДУЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ - МИЛЛИОННИКОВ)

















«Доступность и востребованность услуг общественного
 пассажирского транспорта для населения является
 важнейшим фактором, влияющим на качество жизни!»

Леонид Липсиц

Леонид Липсиц - Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России. В 1978 году окончил Московский автомобильно-дорожный институт по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Работал в в Управление Главмосавтотранс Мосгорисполкома, в подразделениях ГУП «Мосавтотранс». В 2000 году был назначен на должность руководителя государственного учреждения города Москвы «Центр организации дорожного движения правительства Москвы». С 2006 по 2009 руководил Департаментом транспорта и связи города Москвы. В 2009-2010 – заместитель генерального директора АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр».


Происходящие в России преобразования предъявляют новые требования к уровню согласованности всех сфер жизнедеятельности города, в том числе в системе пассажирских перевозок в крупных городах.

Пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает около 85% трудовых и бытовых поездок населения в городском и пригородном сообщении и является важнейшей составной частью городской инфраструктуры.

Характерной чертой нашей жизни является приоритетное стремление к индивидуальным поездкам, а поездки на общественном транспорте считаются не престижными.

Выявив и проанализировав причины этого явления, возможно выработать рекомендации и разработать программы по повышению привлекательности для населения пассажирского транспорта и, как следствие, по разгрузке улично-дорожной сети города от доминирования легковых автомобилей.

Существующее положение
  • отставание развития общественного пассажирского транспорта от имеющихся потребностей
  • низкое развитие внеуличного скоростного пассажирского транспорта и сетей перехватывающих парковок
  • недостаточное обеспечение приоритетности условий движения общественного пассажирского транспорта
  • отсутствие привлекательности общественного пассажирского транспорта для населения
  • недостаточная поддержка проектов развития общественного пассажирского транспорта
  • рост и чрезмерное использование легкового автотранспорта
  • транспортные заторы
  • простой автобусов и троллейбусов в общем транспортном потоке
  • производительность подвижного состава на перегруженных участках равна нулю

Первая причина непопулярности общественного транспорта – постоянное увеличение затрат времени на поездки. Вторая причина – низкая комфортность передвижения на общественном транспорте ввиду его сверхнормативной перегруженности и технической отсталости подвижного состава.

Эти задачи не решить без создания и развития новой современной транспортной системы, в основе которой лежат интегрированные транспортные процессы. Под интегрированными транспортными процессами понимается совокупность функционирования всех видов общественного транспорта, обслуживание населения на основе единых стандартов по согласованным графикам движения с использованием общих пересадочных пунктов. При этом проездные документы должны быть унифицированы и максимально удобны.

Для внедрения интегрированных транспортных систем перед Министерством транспорта стоит задача формирования соответствующих законодательных актов.

На начальном этапе решения всего комплекса задач необходимо обеспечить приоритетные условия движения наземного пассажирского транспорта. Одновременно с увеличением скорости движения потребуется увеличить количество подвижного состава и сократить интервалы в расписании.

Комплекс мероприятий
  • Развитие новой современной транспортной системы, в основе которой лежат интегрированные транспортные процессы
  • Развитие метрополитена
  • Развитие монорельсовой системы
  • Развитие информационных систем и технологий
  • Организация регулярных перевозок на маршрутах городских и пригородных сообщений
  • Замена микроавтобусов на автобусы средней и большой вместимости

Если говорить о решении проблем транспортного обслуживания крупных российских городов на примере Москвы, то по убеждению Минтранса России планировать работу городского общественного пассажирского транспорта необходимо в увязке с:
- основными направлениями развития Москвы;
- социально-экономическими показателями развития города;
- распределением жилищных фондов, общественной и производственной застройки по территории города;
- прогнозами развития Московской области, в том числе территорий ближайшего пригорода;
- анализом закономерностей передвижения населения по транспортной системе, включая объемы пассажироперевозок, дальности поездки пассажиров и другие характеристики за последние 5 лет.