Научные материалы

ПРИНЦИПЫ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В СМЕШАННЫХ СООБЩЕНИЯХ


Огнев М.И.,

президент некоммерческого партнерства
«Международная Ассоциация
по опасным грузам и контейнерам»



Несмотря на административные реформы и совершенствование системы управления в транспортной отрасли, многие вопросы, касающиеся обеспечения комплексной безопасности на транспорте, до сих пор остаются не решенными. Главной причиной данного обстоятельства является, по нашему мнению, несовершенство нормативно-правовой и законодательной базы и не отлаженная система технического регулирования на транспортном комплексе, включая порты. К сожалению, многие из национальных документов не гармонизированы с международными, а различные распорядительные документы иногда противоречат национальному законодательству и международному праву. К сожалению, до сих пор отсутствуют должная экспертиза распорядительных документов на различных видах транспорта в портах и терминалах и пока непонятно, будет ли такая экспертиза проводиться в будущем.

Перевозки опасных грузов и контейнеров сопряжены с достаточно серьезными проблемами. Если в области безопасности мореплавания национальная нормативная база и правовое регулирование основаны на международных конвенциях, соглашениях и правилах и они достаточно оперативно внедряются в наше национальное законодательство, то в области смешанных перевозок опасных грузов и контейнеров применяются старые отраслевые стандарты, ГОСТы, инструкции, распоряжения и правила, которые во многом расходятся с международными, и к сожалению, надзорные, контрольные органы и органы по сертификации в своей деятельности основываются на старых ГОСТах, инструкциях, распоряжениях и правилах. Одной из причин такого положения, по нашему мнению, является тот факт, что соблюдение конвенций, соглашений, ратифицированных Российской Федерацией, контролируется не только компетентными органами Российской Федерации, но и международными институтами власти, т.к. суда под флагом Российской Федерации заходят во все порты мира, и на них распространяется, в первую очередь, законодательство той страны, куда они заходят. Что касается внутренних перевозок в смешанном сообщении, такого контроля не происходит.

Отсутствие закона о перевозке опасных грузов в РФ, устаревшие нормативные документы, регулирующие в настоящее время перевозку опасных грузов разными видами транспорта, создают перевозчикам и грузоотправителям не только дополнительные сложности, связанные с согласованиями с различными ведомствами, но и влекут за собой простои и связанные с этим большие экономические потери. Более того, в отсутствии понятных законов и при наличии всевозможных бюрократических препонов, не редки случаи, когда перевозчики провозят опасные грузы под видом неопасных и тем самым создают угрозу для окружающей среды и человеческих жизней.

Не лучше обстоит дело и с подготовкой специалистов в области перевозки опасных грузов. Существуют сотни обучающих центров, учебных заведений, которые готовят специалистов по опасным грузам на базе старых нормативных документов, ГОСТов, стандартов, и тем самым не только не повышают эрудицию специалистов транспортной отрасли, но напротив, отбрасывают их назад. Между тем, подготовка персонала является основополагающим условием обеспечения безопасности в транспортной отрасли. Ведь знание того, каким образом формировать грузовую базу, правильно укладывать груз в контейнеры, оценивать состояние транспортного оборудования, которое в дальнейшем будет перевозиться различными видами транспорта, в том числе и морским, должны знать в первую очередь лица берегового состава, которые формируют и готовят груз к отправке. Поэтому мы приветствуем решение последнего заседания Комитета ИМО по Безопасности на Море, касающееся обязательной подготовки лиц берегового состава на знание требований Международного Кодекса морской перевозки опасных грузов (IMDG Code). Это решение позволит охватить знаниями в области перевозки опасных грузов все субъекты транспортной отрасли, которые взаимодействуют с морскими перевозчиками, и будет способствовать повышению безопасности всей транспортной инфраструктуры.

К сожалению, на сегодняшний день еще не вполне понятно, каким образом, и насколько быстро данное решение ИМО будет реализовываться на практике, как в России, так и за рубежом. Но мы надеемся, что Минтранс России разработает соответствующий механизм и примет меры для скорейшей реализации этого решения Международной Морской Организации.

Особое место в транспортном комплексе занимают порты, особенно те, которые имеют прямой выход к международным грузовым потокам. В портах сосредоточены экспортные и импортные грузопотоки, и порт является зоной особого риска. От того, насколько грамотно будет осуществляться приемка груза, складирование, погрузка на судно, железнодорожный и автомобильный транспорт, зависит безопасность не только самого порта, но и близлежащих объектов, в т.ч. и морских акваторий. Опасные грузы в деятельности портов играют особую роль, и безопасность порта во многом определена тем, насколько руководство порта и те структуры, которые обеспечивают безопасность и охрану, применяет современные системы оценки риска, которые должны учитывать в том числе и аспекты формирования груза на базе отправителя. Особое внимание должно уделяться таким грузам, как взрывчатые материалы, вещества с контролируемой температурой, радиоактивные материалы, инфекционные вещества. Для порта и транспортной инфраструктуры термины «безопасность» и «качество» должны следовать неразрывно. Нельзя обеспечить комплексную безопасность без применения внутренних стандартов предприятия, основанных на международных стандартах. И нельзя обеспечить качество услуг без выполнения требований безопасности, определенных международными конвенциями, соглашениями, национальными законами и постановлениями Правительства. Одним из путей решения затронутых нами проблем может быть правильное применение и реализация положений Закона «О техническом регулировании», который достаточно грамотно, особенно, в первой своей версии 2002 года, разделяет полномочия и ответственность различных структур власти, и определяет применение международных конвенций, соглашений и стандартов.

Еще один момент, на который мы обращаем Ваше внимание, - это предоставление одинаковых возможностей для организаций и предприятий государственной и иных форм собственности в части оказания услуг в области безопасности. В частности, надо исключить из практики формальное назначение тех или иных структур для выполнения платных услуг, в т.ч. и в области образования, где часто раздача полномочий предприятий различных организационно-правовых форм определяется не законом и в соответствии с их компетенцией и опытом, а порой, на основании желания конкретного должностного лица. Все это не только не способствует укреплению комплексной безопасности, а порождает нездоровую конкуренцию, принимающую чуть ли не криминальный оттенок.

Наша организация, НП АСПОГ, и ее дочерние компании пытаются предложить свое видение перечисленных проблем и за последние годы внесли немалый вклад в дело просвещения участников транспортного процесса в области перевозки опасных грузов и контейнеров. По мере своих возможностей мы реагируем на различные распорядительные документы, по нашему мнению, ущемляющие права различных категорий транспортных предприятий и организаций и обращаемся за разъяснениями в федеральные органы власти. В этой связи большую работу ведет Международный центр подготовки персонала, который строит свою систему подготовки на базе международных конвенций, соглашений и стандартов, при этом имея специальную лицензию на подготовку специалистов в области морской безопасности, согласовывая все свои учебные планы и программы с федеральными органами власти. Такую же задачу решает выпускаемый нами журнал «Опасные грузы и контейнеры» который не только знакомит многочисленных читателей с последними решениями международных институтов, но и публикует материалы по практике их применения.

Но усилий и ресурсов нашей небольшой организации недостаточно, и мы надеемся, что Минтранс и другие федеральные органы власти окажут нам помощь и содействие в расширении нашей деятельности.

И в заключение своего выступления я хочу поблагодарить организаторов данной конференции за приглашение выступить на ней с докладом и пожелать успехов в работе участникам данного форума.