Научные материалы

ДЕЛУ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И СИЛЫ

Махонько П.Ф.
Заведующий кафедрой
«Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
Санкт-Петербургского государственного
университета путей сообщения»,
профессор


Безопасно и бесперебойно работающий транспорт - важный фактор обеспечения безопасной жизнедеятельности общества, стабильности социально-экономического развития и национальной безопасности России.

Произошедшие в марте этого года подрывы железнодорожных путей и "Невского экспресса", взрывы в столичном метро выявили проблему уязвимости и состояния антитеррористической защищенности объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта.

Обеспечение транспортной безопасности - проблема комплексная. И не только по составу участвующих федеральных и территориальных органов исполнительной власти, силовых структур, транспорта, грузоотправителей, населения и персонала, но и по предназначению объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, характеру воздействия и поражающих факторов террористических актов и других незаконных вмешательств, по их масштабам распространения и последствиям. Так, кроме взрывов вокзалов, подрывов путей и пассажирских поездов, основных форм воздействия, на объектах железнодорожного транспорта террористами могут также применятся:
обстрелы и нападения на поезда и вагоны, захваты опасных грузов с целью использования их во вред людей;
применение наряду со взрывчаткой радиоактивных, химических и биологических веществ, их перевозка в транспортных средствах без соблюдения требований безопасности;
захват заложников и работников транспорта, их насильственное принуждение к нарушению безопасности движения поездов и других транспортных процессов;
создание крушений поездов, завалов железнодорожных путей, аварий с выбросом из вагонов перевозимых химически, радиационно и биологически опасных грузов, приводящих к крупномасштабным ЧС и влекущими за собой огромные человеческие жертвы, заражение окружающей среды, материальный ущерб и социальные последствия.

Практически в каждом грузовом поезде находятся вагоны, загруженные взрыво, пожаро, химически и другими опасными грузами. Станции, осуществляющие грузовую, маневровую и поездную работу с опасными грузами, в зависимости от их вида и количества, относятся к опасным производственным, а другие станции и железнодорожные перегоны следует отнести к потенциально опасным объектам.
Здесь уместно обратить внимание на то, что на все вагоны с опасными грузами в соответствии с правилами перевозок наносится соответствующая маркировка: знаки, указывающие на вид и степень опасности. Общедоступность к этим правилам посторонних лиц, а также и террористов, знание ими маркировки вагонов может позволить провести на станциях и железнодорожных участках взрыво, пожаро, химически, радиационно опасные и другие крупномасштабные ЧС. Поэтому необходимо ввести ограничение на доступность к этой информации посторонних лиц, ввести только служебное пользование ими. Необходимо также задуматься о целесообразности такой маркировки и нанесения на вагоны знаков опасности и других надписей о перевозимых опасных грузах.

Кроме отнесения к опасным и потенциально опасным объектам на железнодорожном транспорте все другие объекты, выход из строя которых может вызвать негативные последствия для движения поездов, жизнедеятельности населения, устойчивого функционирования транспортной отрасли и государства в целом, представляют собой критически важные объекты. Это прежде всего крупные железнодорожные мосты, тоннели, административные пункты и центры управления перевозками, узлы, связи, локомотивные и вагонные депо, другие объекты повышенной значимости и жизнеобеспечения железнодорожного транспорта.

Таким образом, современные террористические угрозы на транспорте, их воздействия и последствия приобретают комбинированный характер крупномасштабных взрыво, пожаро, химически, радиационно и биологически опасных ЧС, что намного опаснее их отдельного проявления. Все это приводит к необходимости системного комплексного подхода к оценке ситуаций и рисков актов незаконного вмешательства, принятию мер по полному перечню угроз и обеспечению безопасности каждого конкретного объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с конкретным грузом, и в первую очередь - опасным. Безусловно, при этом необходимо выделять проблемы, требующие особого внимания и первоочередного решения.

Так же само понятие транспортная безопасность предполагает комплексное рассмотрение всех вопросов и видов безопасности объектов и средств на транспорте. Требования обеспечения транспортной безопасности должны соответствовать федеральным законам, техническим регламентам и нормам в области безопасности движения и эксплуатации на видах транспорта,
перевозок опасных грузов, защиты населения от ЧС природного и техногенного, а также террористического и военного характера, пожарной, промышленной, экологической, радиационной безопасности, охраны труда и окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Поскольку эти задачи не новы и давно представляют общую государственную проблему обеспечения безопасности опасных объектов, то и решаются они в соответствии с законами РФ. Основными их них являются:
О безопасности. 2446-I от 05.03.92г.
О противодействии терроризму. 35 от 06.03.06 г.
О гражданской обороне. 28-ФЗ от 12.02.98 г. и 122-ФЗ от 22.08.04
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 68-ФЗ от 21.12.94 г.
О радиационной безопасности населения. 3-ФЗ от 09.01.96 г.
О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
116-ФЗ от 21.07.97 г.
О пожарной безопасности. 69-ФЗ от 21.12.94 г.
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. 52-ФЗ от 30.03.99 г.
Об охране атмосферного воздуха. 96-ФЗ от 4.05.99 г.
Об охране окружающей среды. 7-ФЗ от 10.01.02 г.
О лицензировании отдельных видов деятельности. 128-ФЗ от 8.08.01 г.
О техническом регулировании. 184-ФЗ от 27.12.02 г.
О транспортной безопасности. 16-ФЗ от 9.07.2007 г.
Об обеспечении безопасности критически важных объектов. Проект

Сегодня в области безопасности на основании этой законодательной базы, приняты и решаются следующие федеральные целевые программы:

Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения РФ и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов. Приняты решением совместного заседания Совета Безопасности и Президиума Госсовета РФ от 13.11.03 г. Утверждены Президентом РФ.

Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ. 04.12.03 г.

Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ и опасных грузов. Распоряжение Правительства РФ от 27.08.05 г. 1314-р

Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ. Постановление Правительства РФ от 06.01.06 1.

О концепции Федеральной целевой программы "Национальная система химический безопасности РФ (2009-2013гг.)". Распоряжение Правительства РФ от 08.01.08 г. 74-Р

В настоящее время необходимо взглянуть на эти программы по новому, с позиций удовлетворения требованиям безопасности населения, самих объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. И ни в коем случае не идти им в противовес, а наоборот на их базе продвинуться вперед в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2009 г. 1653-р установлен Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности:
1. Аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности.
2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств.
3. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств.
4. Осуществление контроля и надзора в области обеспечения
транспортной безопасности.
5. Разработка и реализация планов обеспечения транспортной
безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
6. Формирование и ведение информационных ресурсов единой
государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.

Однако, следует отметить, что единая система критериев и комплексных методик анализа состояния защищенности, оценки уязвимости, приемлемых рисков, категорирования и разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры транспорта, транспортных средств и опасных грузов в настоящее время отсутствует. Без научного решения этого комплекса задач немыслима практическая разработка мероприятий и развертывание указанного перечня работ.
В соответствии с указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. 403 Правительству предстоит до 1 августа с.г. разработать и утвердить федеральную комплексную программу обеспечения безопасности, предотвращения ЧС и террористических актов на транспорте, а также защиты населения. В данной Федеральной целевой программе должны быть четко изложены ее цели, задачи и пути их достижения, основные направления деятельности, определены задачи, права и ответственность, состав органов управления, сил и средств обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, приказами министра транспорта, президента ОАО "РЖД", начальников железных дорог и соответствующих руководителей на других видах транспорта должен быть четко обозначен аппарат соответствующих исполнительных органов или должностных лиц на объектах транспортной инфраструктуры. Эта система на сегодняшний день до конца не определена.

И, наконец, о самом важном и наболевшем, как у преподавателя. Сегодня мы воочию убеждаемся какая низкая культура безопасности у населения и, чего греха таить, даже у специалистов и руководителей. Явно им не хватает соответствующей подготовки. А откуда ей взяться, если в транспортных вузах она практически отсутствует. Раньше в вузах были военные кафедры, которые в какой то степени восполняли этот пробел. Большинство выпускников хорошо знали что такое взрыв, опасные химические вещества, радиоактивные материалы, их поражающие факторы и защиту от них, обеспечение устойчивости работы транспорта в особых условиях, мобилизационно-техническую подготовку, техническое прикрытие и восстановление железных дорог, гражданскую оборону, транспортное обеспечение национальной безопасности государства и т.д. и т.п.

При том, что в транспортных вузах введены специальности и соответствующие им дисциплины: "Безопасность технологических процессов и производств", "Инженерная защита окружающей среды", "Комплексное обеспечение информационной безопасности", "Информационная безопасность телекоммуникационных систем", несмотря на то что существует Федеральный закон "О транспортной безопасности" соответствующая ему дисциплина отсутствует.

И сегодняшние ГОСы, это заказ Вузам на специалиста, к примеру содержат вопросы обеспечения перевозок скоропортящихся грузов, но только не безопасности опасных грузов.
Нет даже упоминания о терактах и других ЧС, защите от них, необходимости устойчивого функционирования транспорта и транспортном обеспечении национальной безопасности России.
Для ликвидации этого пробела Минтрансу, Федеральным агентствам железнодорожного и других видов транспорта РФ, ректорам Вузов необходимо срочно вмешаться в работу составителей этих ГОСов и внести соответствующие дополнения. На мой взгляд наряду с другими безопасностями в транспортных Вузах необходимо ввести в учебных планах дисциплину "Транспортная безопасность и защита в ЧС".

Безопасность - одно из важнейших условий развития мировой цивилизации. И в современных условиях активизации террористических проявлений необходимо укрепление формирования нового мышления, мировоззрения и отношения к обеспечению безопасности. Только профессионально подготовленным специалистам и руководителям транспорта, владеющим комплексом интегрированных знаний, умений и ресурсов под силу обеспечить транспортную безопасность и удовлетворение транспортных потребностей личности, общества, государства и в целом национальную безопасность России.