ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДАХ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕВОПОВОРОТНОГО ДВИЖЕНИЯ













«Одна из наиболее острых задач городского движения – обеспечение одновременно пропускной способности и безопасности городских улиц»
Андрей Сычиков

Андрей Сычиков - руководитель службы организации дорожного движения и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, Почетный дорожник России.

Серьезные трудности в организации движения создают так называемые пиковые нагрузки – резкие увеличения интенсивности движения (часто в 2-4 раза относительно среднего значения в течение суток) в утренние и вечерние часы суток, вызванные началом и окончанием рабочего дня.

Трудности, связанные с пропуском транспортных потоков высокой интенсивности, усугубляются наличием «конфликтных точек». Под этим термином подразумевается пересечение, слияние или отклонение автомобилей и их потоков. Наличие конфликтных точек заметно сказывается на безопасном и беспрепятственном движении транспортных средств и ведёт к росту задержек и возникновению дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Наибольшее число конфликтных точек характерно для пересечений транспортных потоков.


В 60-е годы возникла идея оценивать опасность дорожного движения путём оценки транспортных конфликтов. Впоследствии за методом конфликтов укрепился термин «технический транспортный конфликт». Технический транспортный конфликт – это ситуация, при которой между пользователями дорогой возникает коллизия, вызывающая предупреждающие акции. Обычно конфликтные ситуации подразделяют на три группы, например, легкие, средние или тяжелые.

Одной из таких ситуаций, характерной для средних и малых городов России, являются левые повороты в местные проезды и выезды из них налево. Согласно простейшей методике пятибалльной системы оценки узла сложность левого поворота в местный проезд можно оценить.

До середины 90-х годов в России левые повороты в местные проезды и выезды из них налево относили соответственно к конфликтной ситуации легкой группы. Но высокие темпы автомобилизации страны привели к резкому росту интенсивности движения, особенно в городах. В это период левые повороты в местные проезды и выезды из них налево, в первую очередь на многополосных улицах, стали одной из основных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий. Наиболее простым решением, понятно, является запрещение таких левых поворотов.

Однако правозащитники считают, что повсеместное запрещение рассматриваемого левоповоротного движения ущемит законные права и интересы участников движения и не всегда оправдано. Кроме неудобств в выборе маршрута, появляются значительные перепробеги, приводящие к перерасходу топлива, негативному влиянию на экологию, лишней нагрузке на другие улицы и транспортные узлы.

Так ли это? Для выяснения этого вопроса был исследован участок улицы Московская г. Липецка. Это магистральная четырехполосная улица районного значения, обеспечивающая транспортную связь в пределах планировочных районов, с промышленными предприятиями, общественными центрами, а также магистральными улицами в одном уровне.

Длина рассматриваемого участка – 1,607 км.
Сравнивались два варианта организации дорожного движения: существующий и при введении запретов левых поворотов. Моделирование велось с учётом перепробега транспортных средств при запрете левых поворотов. Выходные данные моделирования показали, что второй вариант приводит к устойчивому снижению задержек транспортных средств на 20%, что, как, следствие, снижает количество выбросов вредных веществ.


С другой стороны, как показывает статистика, с ростом интенсивности движения рассматриваемые конфликтные ситуации становятся существенным фактором для возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Однако рассматриваемые конфликтные ситуации недостаточно изучены, поэтому отсутствуют количественные данные, позволяющие определить степень риска возникновения ДТП в зависимости от параметров транспортного потока и других дорожно-транспортных происшествий.

В настоящее время в этом направлении ведутся исследования, имеющие своей целью выработку рекомендаций для городских условий по организации левоповоротного движения, связанного с поворотами в местные проезды и выездами из них. Эти рекомендации будут строиться на принципах экономической эффективности, экологической безопасности и минимизации риска возникновения дорожно-транспортных происшествий.