Научные материалы

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ефременко Ф.В,
заместитель руководителя НИЦ
межведомственных проектов
ФГУП НИИ «Восход»


Необходимость создания Системы обусловлена ростом угроз транспортному комплексу и, как следствие, возрастанием требований к транспортной безопасности.

Основной целью создания Системы является реализация требований Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» об информационном обеспечении устойчивого и безопасного функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства. В части создания и ведения государственного информационного ресурса (ГИР) «Транспортная безопасность», содержащего данные, которые используются при решении определяемых государством правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Если внимательно посмотреть на слайд, то становится очевидным, что большинство задач поставленных во второй статье 16-ФЗ не могут эффективно решаться не опираясь на современные информационные технологии. Таким образом можно смело заявлять, что именно ЕГИС должно явится системообразующим ядром обеспечения безопасности на транспорте.
Думаю, что не открою истины сказав, что практически любая информационная система может быть описана подобной пирамидой. От сбора данных в основании до принятия решений на вершине. В своей работе мы рассматривали как раз средний уровень обеспечивающий интеграцию существующих информационных систем Минтранса, обработку, верификацию, защищенную передачу и доступ к данным позволяющую получать и обрабатывать их в интересах заинтересованных ведомств.

Таким образом, ЕГИС ТБ решает 3 следующие функциональные задачи:
1 Группа задач обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, которые должны решаться системообразующим компонентом обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая:
• обеспечение транспортной безопасности;
• контроль и надзор на транспорте.

2 Группа задач обеспечения формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, которые должны решаться системообразующим компонентом - подсистемами персональных данные. Которые включают:
• сбор, обработка исходной информации о персональных данных о пассажирах;
• формирование и ведение баз персональных данных о пассажирах федерального уровня.
3 Группа задач интеграции информации и предоставление данных пользователям. Это задачи:
• формирование Государственного информационного ресурса транспортной безопасности;
• предоставление данных органам управления транспортным комплексом, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, и другим пользователям Системы в режиме «одного окна».
• нивелирования проблемы недостаточной эффективности существующей информационной инфраструктуры, что объясняется значительной неоднородностью уровня применяемых информационных технологий в различных федеральных агентствах Минтранс России и их региональных и территориальных органов.

Основные результаты работ ФГУП «ВОСХОД» по созданию ЕГИС «Транспортная безопасность».
Разработка проекта Концепции осуществлялась с учетом «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, других нормативных актов Российской Федерации, формирующих научно-техническую политику информатизации процесса транспортной безопасности.

Исходными данными для разработки Концепции послужили результаты анализа и обобщения данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности, а также опыт института при создании информационных систем заинтересованных министерств и ведомств, в сфере обеспечения транспортной безопасности; инфраструктура федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем для предоставления государственных услуг (далее ФЦУ (ФИЦ)) Мининформсвязи России, созданного в рамках реализации Программы «Электронная Россия»; типовые решения по информационному обеспечению транспортной безопасности, разработанные ранее и реализованные в Минтранс России.

Концепция является методологической базой создания Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС «Транспортная безопасность» - Система). Она определяет предпосылки, цели, задачи и принципы создания Системы, структуру и функциональные задачи Системы, а также этапы ее создания и основы последующей эксплуатации.

Разработанное финансово-экономическое обоснование (ФЭО) создания Системы предназначено для методического обеспечения планирования расходов на её создание в рамках федерального бюджета Российской Федерации, начиная с 2008 года.

В ФЭО раскрыты: характеристика объекта автоматизации и существующей системы управления; цели, критерии и ограничения создания Системы; назначение, функции и задачи создаваемой Системы; ожидаемые технико-экономические результаты создания Системы и рекомендации по ее созданию.

Объектом разработки в проекте Технического задания на создание Системы является автоматизация процесса информационного обеспечения транспортной безопасности.

Цель разработки проекта Технического задания на Систему – это определение требований и порядка создания (развития или модернизации) ЕГИС «Транспортная безопасность», в соответствии с которым проводится разработка Системы и её приемка при вводе в действие.

В предложениях по организации работ участниками проекта создания ЕГИС «Транспортная безопасность» раскрыты: мероприятия по организации работ участниками проекта создания ЕГИС «Транспортная безопасность», предложения по распределению ответственности за разработку основных документов правового обеспечения создания «ЕГИС «Транспортная безопасность»; сформированы основы правовой базы формирования и ведения АЦБПДП, разработан пере6чень основных документов правового обеспечения создания ЕГИС «Транспортная безопасность»

В предложениях по определению хозяйственной принадлежности компонентов Системы (далее – Предложения) и порядку их использования определены хозяйственная принадлежность информационных ресурсов и комплекса технических средств ЕГИС «Транспортная безопасность» и порядок их использования для: Минтранс России, Минкомсвязь России и Росинформтехнологии, Ространснадзора, Росавиации, Росавтодора, Росжелдора, Росморречфлота.

В проекте Плана мероприятий по созданию Системы отражены
• предложения в перечень мероприятий по созданию ЕГИС «Транспортная безопасность»;
• предложения по срокам исполнения основных этапов создания ЕГИС «Транспортная безопасность»;
• предложения по источникам и объемам финансирования работ по созданию ЕГИС «Транспортная безопасность».

ЕГИС «Транспортная безопасность» представляет собой защищенную иерархическую многоуровневую и территориально-распределенную автоматизированную систему, строящуюся на основе интеграции ресурсов существующих и создаваемых информационных систем органов исполнительной власти, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в иерархически распределенных функциональных, информационных и организационных компонентах структуры Системы.
Предлагаемая структура базируется на средствах ФИЦ и логически разделена на 2 уровня:
Федеральный и Территориально-объектовый.

На Федеральном уровне находятся все заинтересованные согласно 16-ФЗ в информации структуры и федеральный информационный центр обеспечивающий своими сервисами доступ к необходимой информации а также ФЦОДы федеральных агентств, концентрирующие у себя часть общих данных а также модуль интеграции с информационными системами и средствами перевозчиков иностранных государств.

Териториально-объектовый уровень обеспечивает сбор и промежуточное хранение данных с разбиением по региональному и территориальному признаку.

Подсистемы персональных данных транспортной безопасности.
ППД ТБ предназначены для обеспечения сбора от субъектов транспортного комплекса и перевозчиков сведений о проданных билетах и пассажирах, их обработки, интеграции, хранения и предоставления необходимой информации органам государственной власти (ОГВ) при решении ими соответствующего комплекса задач обеспечения транспортной безопасности при осуществлении различных видов пассажирских перевозок.

Функционально-информационная структура ППД ТБ
База метаданных ППД ТБ (далее – БМД ППД ТБ) размещается на основном и запасном ФИЦ ОГИЦ, который должен обеспечить защищенное межведомственное информационное взаимодействие и доступ пользователей к ППД ТБ в режиме «одного окна», а также реализацию задач информационной безопасности, сервисов идентификации, аутентификации, авторизации пользователей с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП) и сервисов подсистемы телекоммуникаций.

БМД ППД ТБ обеспечивает хранение сведений о механизмах доступа к ней, а также информации об организациях – держателях информационных ресурсов (баз персональных данных о пассажирах и сведений о проданных билетах), видах информационной деятельности, продукции и электронных государственных услуг, предоставляемых ОГИЦ и ФЦОД федеральных агентств, находящихся в ведении Минтранса России.

Информация, находящаяся в базе метаданных ППД ТБ, должна подразделяться на несколько категорий: метаданные, справочные данные, деталь¬ные данные, агрегированные данные, данные предзагрузочной обработки.

АЦБПДП размещаются на ФЦОД федеральных агентств, находящихся в ведении Минтранса России.
АЦБПДП формируются на основании информации, предоставленной субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, федеральными органами исполнительной власти, иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

При оформлении проездных документов (билетов) передаче в АЦБПДП подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки.

Порядок формирования и ведения АЦБПДП, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается Правительством Российской Федерации.

Функции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области ведения и эксплуатации АЦБПДП, а также сбора, обработки и предоставления содержащихся в них данных (операторов АЦБПДП) возлагаются на федеральные агентства, находящиеся в ведении Минтранса России, в соответствии с их компетенцией: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Первичные базы персональных данных о пассажирах и проданных билетах размещаются в информационных центрах, информационных системах и информационных средствах: субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков; территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти; иностранных государств и организаций в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

По своему статусу эти субъекты ППД ТБ являются первичными источниками информации.
Первичные базы персональных данных о пассажирах и проданных билетах предназначены для обеспечения первичной обработки персональных данных о пассажирах. Формируются они на базе наследуемых информационных подсистем персональных данных информационных систем субъектов транспортного комплекса и перевозчиков, без принудительной перестройки их внутренней структуры, информационных технологий и пр.

Общие сведения о макете ППД ТБ
Макет ППД ТБ является стендовой программно-технической реализацией разработанных проектных решений по информационному, программному, техническому и технологическому обеспечению ППД ТБ, а также отработки вопросов комплексирования (консолидации) их системообразующих компонентов в единое системное целое и создания на этой основе технологических условий для электронного взаимодействия разнородных информационных систем.

Макет ППД ТБ обеспечивает:
• практическую отработку вопросов информационной интеграции ресурсов перевозчиков и организаций, действующих в сфере бронирования и реализации авиаперевозок, регистрации проездных документов и пассажиров воздушного транспорта в интересах формирования центрального банка данных о проданных авиабилетах и пассажирах воздушного транспорта и организацию доступа к нему уполномоченных органов;
• отработку вопросов информационно-технологического взаимодействия при предоставлении пользователям персональных данных о пассажирах (в макете использованы функциональные имитаторы АИС федеральных органов исполнительной власти (АРМ пользователя АИС ФСБ России, АИС МВД России, АРМ пользователя АИС Минтранса России) и организовано взаимодействие с информационными ресурсами внешних АИС с использованием сервисов ОГИЦ).

Макет ППД ТБ имеет централизованную базу хранения информации и подсистемы ввода–вывода данных, предусматривающие web-интерфейс работы пользователя с ними.

Макет ППД ТБ поддерживает разграничение прав доступа с возможностью формирования групп пользователей и присвоения группе и каждому пользователю определенных полномочий на доступ к персональным данным о пассажирах.

Системная среда функционирования макета ППД ТБ удовлетворяет следующим требованиям:
• открытость и переносимость, упрощающие адаптацию к требованиям конкретного потребителя, обеспечивающие наращивание функциональной и интеллектуальной мощности в процессе эксплуатации без тотального перепрограммирования, т. е. в кратчайшие сроки и с минимальными затратами на разработку и сопровождение;
• быстрая разработка приложений за счет интеграции в программную среду современных технологий: объектно-ориентированного подхода, технологии экспертных систем, CASE-технологии, имитационного моделирования, средств быстрой разработки приложений;
• хранение значительных объемов данных и оперативный доступ к ним.
Макет ППД ТБ создан с использованием сервисов ОГИЦ и представляет собой совокупность наследуемых подсистем ОГИЦ и инновационных подсистем, разработанных в рамках создания макета ППД ТБ в сфере воздушного транспорта. Данная совокупность обеспечивает апробацию решения функциональных задач ППД ТБ при осуществлении пассажирских авиаперевозок.

3 Трудности при создании ЕГИС «Транспортная безопасность»
а) Ежегодное длительное межведомственное согласование на уровне Выгодоприобретателей содержания лотов на выполнение работ и результатов их выполнения значительно затрудняет проведение научных исследований на высоком уровне. Например:
технические задания на выполнение ФГУП НИИ «Восход» работ в 2007, 208 годах были согласованы только в ноябре 2007, 2008 г.г.;
разработанное в 2007 году ФГУП НИИ «Восход» техническое задание на создание ЕГИС «Транспортная безопасность» не согласовано Выгодоприобретателями до настоящего времени;
в 2009 году Государственный контракт на продолжение работ по созданию ЕГИС «Транспортная безопасность» не был заключен ни с одним из исполнителей.
б) Недофинансирование работ не позволяет осуществлять их выполнение качественно в планируемых объемах и сроки, что значительно затрудняет достижение цели проекта – создание ЕГИС «Транспортная безопасность» в 2013 году. Например:
в 2008 году вместо планируемых на проведение работ по созданию Системы выделено 60% от запланированных средств.
в 2009 году финансирование проекта не осуществлялось вовсе.