УМЕНЬШЕНИЕ НАГРУЗОК НА УЛИЧНО-ДОРОЖНЫЕ СЕТИ. TRAFFIC CONGESTION MANAGEMENT











«Три инструмента борьбы с пробками, которые, к сожалению, не используются в России, это градостроительное
 регулирование, транспортное планирование
 и управление городскими скоростными дорогами»

Александр Михайлов

Александр Михайлов – доктор технических наук, профессор кафедры "Менеджмент на автомобильном транспорте" ИрГТУ. В 1975 году окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института по специальности «Городское строительство». В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 18.00.04 ("Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов"). В 2004 году защитил докторскую диссертацию по специальности 18.00.04 ("Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов"). В 2007 году Александру Михайлову присужден статус международного преподавателя в области инженерных наук «International Engineering Educator» (ING-PAED IGIP RU-006).

Термин «Traffic Congestion Management» используется за рубежом и имеет очень широкий контекст. Три основных инструмента, которые, к сожалению, редко упоминаются в российской градостроительной и транспортной литературе и периодике, это градостроительное регулирование - «Smart Growth», транспортное планирование – «Transportation Planning» и управление скоростными дорогами «Freeway Management».

Градостроительное регулирование - «Smart Growth». Для российских архитекторов характерно стремление к увеличению плотности, тогда как транспортное сообщество имеет противоположную точку зрения, защищая идею снижения плотности застройки и расселения в наших городах.

Эта идея успешно реализуется в Европе. В качестве примера можно рассмотреть соразмерную Москве агломерацию Иль де Франс, в которую входят Париж и пригороды. За столетие с небольшим она претерпела эволюцию: Париж превратился из «галльского колпака» в «широкополое сомбреро». Сейчас это несколько департаментов, собственно Париж - департамент 75 с населением 2 миллиона - имеет плотность 200 человек на гектар. Остальные департаменты, входящие в состав агломерации, имеют плотность гораздо ниже.

Это произошло после того, как в 1960-е годы была принята концепция децентрализации и создания новых городов-спутников. Было обеспечено перемещение в эти города бизнеса, промышленности, учебных заведений.


Была сформирована и реализована транспортная стратегия: около 550 километров скоростных дорог, 4 трансмагистральных шоссе, которые, минуя Парижскую метрополию, соединили новые города-спутники, а также RER - Региональный скоростной железнодорожный транспорт - около 580 километров, из которых 70 в центре Парижа - подземные. В результате этих градостроительных и проектных усилий 60 % поездок в Париж осуществляется на общественном транспорте. Этот опыт агломерационного развития, развития региональных систем скоростного транспорта будет востребован у нас, в России.

Транспортное планирование – «Transportation Planning». Важнейший инструмент градостроительного проектирования, который сегодня в России практически забыт. В 1985 году в Генплане Иркутска присутствовали расчеты матрицы корреспонденций, построение картограмм, пассажиропотоков, прогнозы интенсивности движения. В 2004 году Генплан делается без всех этих расчетов, все последующие проектные работы не содержат каких-либо прогнозов по интенсивности движения. Мы явно деградируем по сравнению с советским периодом.

При решении этой проблемы можно столкнуться с целым рядом трудностей. В первую очередь необходимы исходные данные: без точной оценки транспортного спроса невозможно получить качественные результаты. Во-вторых, следует учитывать появление объектов нового типа – объектов массового тяготения, крупных торговых центров.

Во всем цивилизованном мире проектировщиков снабжают руководствами, справочным материалом, где содержатся необходимые числовые характеристики для расчета объема тяготения к торговым объектам и наоборот, объем поездок, генерируемый этим объектом в обратном направлении. В США институт инженеров-транспортников выпустил уже восьмое издание справочника по расчету генерирования поездок. Аналогичные руководства для проектировщиков необходим делать и в России.

Управление городскими скоростными дорогами – «Freeway Management». Большинство российских городов пока не имеют городских скоростных дорог, тогда как в американской практике городские скоростные дороги осваивают от 30 до 50% пробега автомобильного транспорта в черте города. Это очень важный инструмент разгрузки всей остальной улично-дорожной сети.

Архитектурное сообщество России отрицательно относится к городским скоростным дорогам и уверовало, что главной панацеей от наших бед является капиллярная улично-дорожная сеть. Причина этого в том, что имеющиеся скоростные дороги доступны каждые 50 метров и быстро обрастают торговыми объектами. Пример этому – Московская кольцевая автодорога.

Чтобы этого избежать, необходимо на стадии норм проектирования дорог вводить понятие «контроль доступа» - access control - который является очень важным элементом строительной политики и базой для применения различных средств организации движения, включая ИТС.

В рамках комитета по транспортным услугам в США, например, действует специальный подкомитет, который занимается только разработкой норм и руководств в области контроля доступа к автомобильным дорогам, в том числе в области обеспечения доступа к автомобильным дорогам от объектов массового тяготения. Соответствующую нормативную базу необходимо разработать и в России.

Следующая задача - координированное управление городскими скоростными дорогами и сетью регулируемых улиц, в том числе координированная работа съездов со скоростной дороги и прилегающей регулируемой улично-дорожной сети.

Также необходимо заниматься развитием техники расчета прогнозирования длины очереди и вменить в наши нормы новое понятие «функциональная территория перекрестка». В этом случае у нас будет полный инструментарий для управления насыщенными улично-дорожными сетями.

Еще одна очень важная проблема, которая относится ко всем перечисленным - это методическое обеспечение инженеров, работающих в области организации движения и транспортного планирования. У нас острая нехватка современных руководств и пособий, без которых невозможно воспитывать грамотных специалистов, способных обеспечивать эффективную организацию дорожного движения в наших городах сегодня и в будущем.