Британская система штрафных очков

Великобритания пользуется системой штрафных очков с 1982 года, но принцип, по которому, повторные нарушения могут привести к лишению водительских прав, восходит по меньшей мере к 1930-м гг.

По британскому законодательству все нарушения правил дорожного движения считаются уголовными и обычно рассматриваются в судах по уголовным делам. Эти суды издавна имели право дисквалифицировать водителей - приказать им сдать водительские права и запретить выдачу новых на определенный срок.

Нарушения правил дорожного движения можно разделить на три типа, и для целей данного материала они именуются Тип А, Тип В и Тип С (примечание: они не относятся к общеупотребительным терминам, но упрощают следующее ниже описание системы).

Тип А

Очень серьезные нарушения (например, вождение под воздействием злоупотребления алкоголем). Почти всегда такой нарушитель с первого же раза будет дисквалифицирован минимум на один год.

Тип В

Довольно серьезные нарушения (например, превышение установленной скорости). За единичный случай нарушителя обыкновенно не дисквалифицируют (хотя это может произойти), но подробности нарушения будут отражены в правах, что в конечном счете может привести к дисквалификации.

Тип С

Незначительные нарушения (например, незаконная парковка). Эти нарушения не отражаются в водительских правах и не идут в зачет в плане дисквалификации.

Данный материал касается главным образом нарушений Типа В.

Система отметок в правах была введена в 1930-х гг. как простой метод регистрации нарушений в условиях, когда права выдавались местными властями, не было централизованной регистрации и компьютеров. Сегодня выдача водительских прав централизована и базируется на компьютеры, но система отметок в правах была сохранена. Все эти отметки (а теперь штрафные очки) фиксируются в центральном компьютере, к которому могут иметь доступ полиция и суды.

Законом 1962 года о дорожном движении введено правило, по которому любой водитель, совершивший в течение трех лет три нарушения, подлежащих регистрации, обычно будет дисквалифицирован на полгода. Эту систему критиковали как придающую слишком мало значения относительной тяжести нарушений. Правительственная рабочая группа, представившая доклад в 1981 г., рекомендовала более совершенную систему. Каждое нарушение типа В должно было оцениваться определенным числом очков, и водитель, набравший за три года 12 и больше очков, обычно был бы лишен прав на шесть месяцем. Определяясь со шкалой очков по разным нарушениям, рабочая группа в первую очередь исходила из средних размеров штрафов, наложенных судами.

Указанный доклад был принят правительством, и законодательная инициатива приняла форму Закона 1981 года о транспорте, вступившего в силу 1 ноября 1982 г. С тех пор вносились различные незначительные поправки в количество очков, приписываемое каждому нарушению, и система пополнялась новыми нарушениями.

Тот же доклад 1981 года рекомендовал также распространить систему фиксированных штрафов, применявшихся прежде только к некоторым нарушениям Типа С и на определенные нарушения Типа В, что и было введено в 1986 г. Полиция может предупредить о фиксированном штрафе водителя, подозреваемого в совершении данного нарушения. Если водитель не намерен доказывать свою невиновность в суде, он просто выплачивает стандартный штраф должностному лицу суда («клерк по фиксированным штрафам»). (В Британии полиции не разрешается принимать штрафы непосредственно от водителей). С 1992 г. уведомления о фиксированных штрафах можно отправлять зарегистрированному владельцу транспортного средства по почте, главным образом при обнаружении нарушений с помощью автоматических телекамер.

После оплаты установленного штрафа клерк по фиксированным штрафам отмечает в правах детали нарушения и штрафные очки. Там, где законодательство позволяет судам делать выбор из определенного диапазона чисел (например, превышение скорости - от трех до шести очков), клерк обязан всегда брать наименьшее в данной шкале (фактически за любое нарушение, наказываемое фиксированным штрафом, можно назначать не более трех очков). Если с добавлением последнего штрафа число очков превышает 12 (за вычетом выходящих за пределы трех лет), система фиксированных штрафов применяться не может, и водитель привлекается к суду с перспективой дисквалификации. Таким образом, за одним исключением (см. следующий абзац) водитель не может утратить доступ к управлению автомобилем просто «по очкам», без явки в суд.

В 1995 году парламент принял новое законодательство (Закон 1995 года о дорожном движении (Новые водители)) по проблеме нарушений со стороны водителей, недавно получивших права, и связанного с этим высокого риска дорожно-транспортных происшествий. Закон вступил в силу в июне 1997 года. В соответствии с ним у водителей, набравших за два года со времени сдачи водительского экзамена шесть или более штрафных очков, права отзываются (не судом, а выдавшей инстанцией), и они возвращаются к статусу «водителя-ученика», пока не сдадут еще один экзамен по вождению. В качестве учеников им разрешено ездить со знаком «L» (ученик) в сопровождении опытного водителя. Такие водители все еще рискуют быть дисквалифицированными на полгода (то есть вообще лишиться права водить автомобиль), если получат дополнительно шесть очков, дающих в сумме двенадцать.

Поскольку эта британская система складывалась постепенно, мало данных о воздействии штрафных очков на количество совершенных нарушений и дорожно-транспортных происшествий. Исследования поведенческих реакций в Соединенном королевстве и других странах показывают, что угроза потери водительских прав - весьма реальное средство устрашения против нарушений правил движения, в гораздо большей мере, чем штрафы. Однако эта угроза была представлена в системе наказаний и до введения штрафных очков. Поэтому не наблюдалось сколько-нибудь существенного изменения числа зарегистрированных нарушений типа В, когда в 1982 г. вводилась система очков. Спады числа ДТП в начале 1980-х г.г. происходили в основном по иным причинам (введение в 1983 г. обязательного применения ремней безопасности и доказательной проверки дыхания для нетрезвых водителей).

Правительство в настоящее время отслеживает влияние Закона 1995 г. о дорожном движении (Новые водители). Однако, поскольку он действует недолго и затрагивает только водителей, сдавших экзамен после 1 июня 1997 года, еще слишком рано выявлять какое-либо воздействие закона на статистику ДТП.

Система штрафных очков действует как постоянное напоминание водителям, что они рискуют потерять права, и тем самым играет важную часть в общей стратегии правоприменения и интересах соблюдения правил. Она, вполне возможно, внесла свой вклад в снижение количества ДТП, наблюдающееся на участках, где автоматические камеры использовались против нарушений скоростного режима и игнорирования светофора, поскольку водители знают, что при четырех нарушениях, зафиксированных камерами, они почти наверняка потеряют водительские права.

Отдел безопасности дорожного движения
Министерства окружающей среды, транспорта и регионов
(Соединенное Королевство)


БРИТАНСКАЯ СИСТЕМА ШТРАФНЫХ ОЧКОВ: «Нарушения Типа В»

Информация верна по состоянию на 31 июля 2001 г.
Нарушения с фиксированными штрафами отмечены *; при их оплате берется самый низкий балл в данном диапазоне.


Нарушение

Очки

Небрежное или невнимательное управление транспортным средством

3-9

Ответственность за автомобиль (но без управления им) в непригодном для этого состоянии из-за употребления алкоголя или наркотических веществ либо из-за превышения установленного уровня алкоголя

10

Отказ от проверки дыхания (проверки на нарушения, связанные со злоупотреблением алкоголем)

4

Отказ подвергнуться проверке дыхания или дать пробу крови на анализ (проба, могущая служить доказательством), когда нарушитель обвиняется в том, что «отвечает за автомобиль» в состоянии алкогольного опьянения

10

Оставление автомашины в создающем опасность положении*

3

Незаконная перевозка пассажира на мотоцикле*

3

Неподчинение определенным дорожным знакам или указаниям полиции

3

Использование транспортного средства, находящегося в опасном техническом состоянии, либо в нарушение требований, предъявляемых к тормозам, рулевым механизмам или шинам*

3

Управление автомобилем не в соответствии с правами (и с любой разновидностью прав, которые могли быть предоставлены данному лицу)*

3-6

Управление автомобилем после ложного заявления о физической (медицинской) пригодности, или после уклонения от уведомления о соответствующем состоянии здоровья, либо после отказа в выдаче водительских прав или их отзыва по медицинским основаниям

3

Управление транспортным средством без коррекции ослабленного зрения или отказ от проверки зрения

3

Вождение дисквалифицированным лицом

6

Пользование автомашиной без страхования третьим лицом

6-8

Оставление места ДТП и уклонение от информирования полиции о ДТП

5-10

Отказ (владельца транспортного средства и т.д.) дать полиции информацию для опознания человека, находившегося за рулем во время предполагаемого ДТП

3

Превышение лимита скорости*

3-6

Нарушение правил движения по автостраде (кроме превышения скорости или остановки в неразрешенном месте)*

3

Нарушение правил пешеходного перехода (*только за остановку в неразрешенном месте)

3

Игнорирование необходимости остановиться на патрулируемом школьном переходе

3

Нарушение порядка, офаничивающего движение по улице, используемой в качестве игровой площадки


Источник