Аналитическая справка о распределении функций в системе государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения в Германии

Федеративная Республика Германия является одним из самых благополучных европейских государств в отношении безопасности дорожного движения. Основные показатели аварийности (количество ДТП, количество погибших и раненых в результате ДТП) в Германии постоянно улучшались начиная с 1970 г. вплоть до 1990 г. В начале 90-х гг. общая ситуация с безопасностью дорожного движения ухудшилась, что объясняется объединением ФРГ и ГДР, однако с конца 90-х гг. основные показатели аварийности имели четко выраженную позитивную тенденцию. В 2002 г. количество ДТП с причинением телесных повреждений составило 362 054 против 377 610, в 1970 г, число погибших в ДТП снизилось с 19 193 чел. в 1970 г. до 6 842 чел., в 2002 г., число раненых в ДТП – с 531 795, в 1970 г. до 476 413 г. При этом количество транспортных средств за этот период увеличилось более чем в три раза. Германия обладает одними из самых низких в европейских странах относительными показателями аварийности (так, тяжесть последствий ДТП снизилась с 1,7 в 1997 г. до 1,4 в 2001 г.; число погибших в 100 ДТП уменьшилось с 2,2 в 1997 г. до 1,9 в 2001 г.). Положительная динамика показателей аварийности объясняется высокой эффективностью системы государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения.

Особенностью системы государственного управления безопасностью дорожного движения в Германии является четкое разделение функций в области государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения, глубокое взаимодействие органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, и общественности в лице общественных объединений, союзов предпринимателей, страховщиков, производителей транспортных средств и пр. Разработка программ по повышению безопасности дорожного движения ведется на федеральном уровне, при этом в реализации программ принимают участие как федеральные органы, так и соответствующие органы земель и структуры на местах, что способствует повышению их эффективности.

Главными органами исполнительной власти Германии, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения, являются:

Федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства

Главным органом исполнительной власти Германии, формирующим и проводящим единую государственную политику в области безопасности дорожного движения, является Федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства (Bundesministerium fuer Verkehr-, Bau- und Wohnungswesen). Министерством транспорта разрабатываются программы по повышению безопасности дорожного движения (Programm fuer mehr Sicherheit im Strassenverkehr) (последняя программа была разработана и утверждена в 2001 г.)

Федеральное автотранспортное ведомство

Федеральное автотранспортное ведомство (Kraftfahrt-Bundesamt) находится в ведомственном подчинении Федерального министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства. Задачами Федерального автотранспортного ведомства являются: лицензирование новых типов транспортных средств и запчастей к транспортным средствам; проверка работы отделов технического контроля и гарантий качества, предоставляемых производителями автотранспортных средств; ведение центрального реестра транспортных средств, центрального реестра нарушений правил движения на транспорте и центрального реестра водительских прав, а также выдача справок и публикация статистических материалов, основанных на данных вышеуказанных реестров.

Центральный реестр транспортных средств:

В реестре собираются, хранятся и перерабатываются данные о транспортных средствах, получаемые от региональных ведомств, выдающих удостоверения о допуске к эксплуатации и страховщиков.

Центральный реестр нарушений правил движения на транспорте:

В реестре регистрируются только те нарушения правил, на которые накладываются штрафы в размере свыше 40 Евро. При этом производится учет и группировка решений, принимаемых в отношении нарушителей дорожного движения ведомствами, выдающими водительские права (всего в Германии их около 650), ведомствами, ответственными за взыскание штрафных санкций и судами. Решения относительно водительских прав принимаются не Федеральным автотранспортным ведомством, а соответствующими ведомствами, выдающими водительские права.

Центральный реестр водительских прав:

В реестре хранятся сведения о выданных водительских правах различных категорий, о водительских правах полиции, министерства обороны и федеральной пограничной охраны, зарегистрированные в Германии водительские права стран-членов ЕС и пр.

Федеральное дорожное ведомство

Федеральное дорожное ведомство ФРГ (BAST) находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства и несет ответственность за разработку норм и предложений во всех областях дорожного движения. Одновременно Федеральное дорожное ведомство выступает главной инстанцией в исследовании аварийности в дорожном движении.

Можно выделить следующие основные функции Федерального дорожного ведомства: разработка концепций БДД, статистический учет ДТП, анализ аварийности на дорогах, оценка безопасности транспортных средств, ведение статистики дорожного движения, организация медицинской помощи на дорогах и пр.

Ежегодный бюджет Федерального дорожного ведомства составляет порядка 30 млн. Евро. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет выполнения им заказов сторонних заказчиков и содействия в проведении совместных проектов Европейской комиссии по исследованию уличного движения.

Стоит отметить, что функции и полномочия Федерального дорожного ведомства постепенно расширялись. Первоначально оно было основано как Федеральное ведомство по дорожному строительству и в круг его компетенции входила только эта отрасль. В 1965 произошло расширение его полномочий и связанное с ним переименование в Федеральное дорожное ведомство. В 1970 г. постановлением Бундестага за ним был закреплен статус главной инстанции по изучению причин ДТП.

Разработка норм и предложений Федеральным дорожным ведомством ведется в тесном взаимодействии с Советом по безопасности дорожного движения, Институтом нормирования, ответственными за организацию дорожного движения органами исполнительной власти федеральных земель и пр.

Дорожная полиция (Verkehrspolizei)

Контрольно-надзорные функции в области безопасности дорожного движения осуществляются дорожной полицией Министерства внутренних дел Германии (Bundesministerium des Innern). Задачами дорожной полиции являются: протоколирование ДТП, розыск скрывшихся с места аварии, наблюдение за поточным движением, технический контроль за уличным движением (осуществляемый посредством контроля скорости движения, контроля за соблюдением дистанции, проверки веса), контроль за грузовыми автомобилями и автобусами, контроль за временем непрерывного нахождения водителей за рулем и временем отдыха, контроль за перевозкой опасных грузов.

Кроме органов исполнительной власти, в Германии действует большое количество общественных организаций, ставящих целью повышение безопасности дорожного движения. Дадим краткую характеристику функций, выполняемых некоторыми из них.

Совет по безопасности дорожного движения

Важную роль в содействии проведению мероприятий по повышению безопасности дорожного движения играет Совет по безопасности дорожного движения (Deutscher Verkehrssicherheitsrat). Совет является некоммерческим объединением и действует с 1969 г. Членами Совета по безопасности дорожного движения являются Федеральное министерство транспорта и министерства транспорта федеральных земель, союзы предпринимателей, производители автомобилей, страховые компании, Служба безопасности дорожного движения и пр. Совет по безопасности дорожного движения разрабатывает программы по повышению безопасности дорожного движения, ориентированные на целевые группы (например, программа «Дети и дорожное движение»), тренинги для водителей различных транспортных средств. Реализация программ осуществляется членами Совета по безопасности дорожного движения. Совет по безопасности дорожного движения осуществляет координацию деятельности своих членов. Доходная часть бюджета Совета на 22 % формируется за счет федерального бюджета, около 60 % - за счет средств союзов предпринимателей.

Научно исследовательская организация по вопросам уличного движения и транспорта (Die Forschungsgesellschaft fьr StraЯen- und Verkehrswesen (FGSV))

Некоммерческое объединение, основано в 1924 г. Главная цель – дальнейшее развитие технических знаний в области транспорта. Организация несет ответственность за составление и разработку свода правил в области уличного строительства, технических средств регулирования уличного движения и планирования движения; формирует и координирует научно-исследовательские программы в области уличного движения.

Служба безопасности дорожного движения

Служба безопасности дорожного движения (Verkehrswacht) является старейшим объединением в Германии, занимающимся проблемой безопасности дорожного движения, созданным по инициативе граждан. Служба безопасности дорожного движения была образована в 1924 году путем объединения местных служб безопасности дорожного движения. Финансирование Службы безопасности дорожного движения на 70 % осуществляется за счет средств Федерального министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства (такой порядок финансирования закреплен законодательно), оставшиеся 30 % покрываются за счет членских взносов и пожертвований. Министр транспорта, строительства и жилищного хозяйства осуществляет шефство над Службой безопасности дорожного движения. Главными задачами Службы являются обучение населения правилам дорожного движения, разъяснение и пропаганда правил дорожного движения. Для выполнения этих задач участниками Службы организуются и проводятся в различных учебных и социальных учреждениях тренинги и обучающие семинары, распространяется печатная информация. Федеральная структура Службы безопасности дорожного движения включает службы безопасности дорожного движения земель и службы безопасности дорожного движения на местах. Согласно уставу объединения, утвержденному в 1967 г., правление Службы безопасности дорожного движения разрабатывает и утверждает единые рабочие инструкции по проведению конкретных общефедеральных мероприятий, следование которым является обязательным для региональных служб безопасности дорожного движения.

Аналитическая справка подготовлена на основании материалов официальных сайтов Федерального министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства Германии, Федерального автотранспортного ведомства, Федерального дорожного ведомства, Федеральной полиции Германии, а также сайтов общественных организаций ФРГ и ряда других немецкоязычных источников.

Источник