Общественный контроль в сфере организации и безопасности дорожного движения

Акулов А.М.
Председатель Аппарата Президиума
МОО«Координационный совет
по организации дорожного движения»,
кандидат технических наук
 
Сегодня процесс автомобилизации с каждым годом охватывает всё больше стран, и городов. Рост автомобильного парка и объема перевозок ведёт к увеличению интенсивности движения, что в условиях городов с исторически сложившейся застройкой приводит к возникновению транспортных проблем. Особенно остро они проявляются в узловых пунктах улично-дорожной сети больших городов. Новые технические регламенты в области дорожного строительства в России решат эти проблемы или нет.

В России с инициативами по проектированию и строительству дорог всегда было хорошо, только дороги были плохими. В последнее время планов, проектов, СНиПов, ГОСТов, технических регламентов стало столько, что даже специалисты дорожного строительства стали немного мрачными от их обилия несогласованных требований. Не хотелось бы забивать головы читателей перечислением всех нормативно-технических документов и сразу сказать про основные требования, которые они содержат. Сформированы были ещё более 20-30 лет назад, в прошлом столетии, когда общество не знало, что такое компьютер, мобильный телефон, а тем более транспортные пробки в десятки, а иногда и сотни километров.


Решение транспортных проблем на уровне Правительства РФ началось ещё в 2002 году с издания Федерального закона «О техническом регулировании». Разработка проектов технических регламентов началась в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 года №1421-р. Данным законом и распоряжением устанавливались требования о необходимости разработки целого комплекса технических регламентов в России, в том числе и двух основополагающих технических регламентов в области дорожного строительства.


1. Технического регламента «О требованиях к обеспечению безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте».


2. Технического регламента «О требованиях к обеспечению безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации».


Вместе с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данные технические регламенты будут являться законодательной базой при формировании в дальнейшем нормативно правовой и нормативно-технической документации в области дорожного хозяйства.


Принятие технического регламента «О требованиях к обеспечению безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте», который преследовал несколько задач:
- установление необходимых требований в части обеспечения безопасности автомобильных дорог;
- обеспечение на новом качественном уровне безопасности участников дорожного движения.

Данным законом устанавливались и сроки вступления большого комплекса технических регламентов не позднее 27 июня 2010 года. Проект технического регламента был представлен на суд экспертов и общественности в марте-апреле 2010 года, где в ходе обсуждения был дан ряд замечаний и предложений, в связи с чем было принято решение о дальнейшей работе над проектом с последующим его согласованием.

Действительно проект не в полной мере отражает не только весь комплекс нормативно-технических требований, в нём не учтены и современные достижения науки в области дорожного строительства, а главное, общественные запросы и равенства возможностей при пользовании дорогами в России всеми общественными и социальными группами.


Президиум общественной организации «Координационного совета по организации дорожного движения», через свой экспертный совет провёл независимую общественную экспертизу технического регламента и пришёл к следующим выводам:


1. Технический регламент основан на положениях, предусмотренных действующими национальными стандартами и строительными нормами и правилами, при этом не учитывает в полной мере зарубежные нормативы, в том числе европейские, а также инновационные строительные разработки, которые уже реализуются в российском дорожном строительстве.


2. При разработке технического регламента учитывались только особенности проектирования и строительства, автомобильных дорог вне населенных пунктов, в тоже время необходимо указать минимально необходимые требования к проведению работ в данной сфере в границах муниципальных образований согласно законодательству РФ (Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257).


3. В целях обеспечения принципов Концепции построения гражданского общества считаем необходимым предусмотреть:

- государственную экспертизу, в обязательном порядке распространяющуюся на автомобильные дороги, финансируемые за счет средств федерального, субъектов РФ и местного бюджетов, автомобильные дороги I-III категорий независимо от форм собственности, а также на магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;
- независимую, экспертизу, в обязательном порядке распространяющуюся в случаях, непредусмотренных государственной экспертизой, а также для дорог I-III категорий и магистральных дорог и улиц городов и других населенных пунктов, в том числе при подготовке предпроектной и проектной документации;
- в обязательном порядке общественную экспертизу;
- общественный надзор за процессами строительства, реконструкции и капитального ремонта вышеназванных категорий, автомобильных дорог.

4. В представленном проекте технического регламента не в полной мере раскрыты минимально необходимые требования в части обеспечения безопасности автомобильных дорог. Так, например, существенным упущением является отсутствие в содержании раздела «Требования к процессу изысканий для автомобильных дорог» требований к безопасности при изысканиях, которые зачастую связаны с риском для здоровья и жизни граждан. В этом случае целесообразно предусмотреть в техническом регламенте требования к созданию комфортных условий для всех категорий граждан при производстве работ процесса изысканий. В разделе «Общие требования к процессу проектирования автомобильных дорог» основной акцент делается на описание непосредственно самого процесса проектирования без указания основных принципов его реализации, необходимых для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах.


5. В разделе «Требования к процессу изысканий для автомобильных дорог» в описании специальных видов изысканий и инженерно-изыскательских работ упущены такие важные аспекты, как учет и прогнозирование матриц корреспонденций; изучение состояния и конструкции элементов обустройства, автомобильных дорог и т.д. необходимых для строительства автомобильных дорог. При этом в разделе не учтены требования к изысканиям в части реконструкции и капитального ремонта, автомобильных дорог.


6. Отсутствуют технические требования к автомобильным дорогам необщего пользования, находящихся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.


7. При проектировании автомобильных дорог, реконструкции и ремонте существующих дорог необходимо использование программных средств математического моделирования для оценки проектных решений. При проектировании необходимо учитывать соблюдение максимальных условий обеспечения безопасности на всех участках дороги, а не минимальных, как указано в проекте технического регламента.


8. Раздел «Основные требования при проектировании обустройства автомобильных дорог» необходимо кардинально переработать исходя из того, что при проектировании дорог необходимо разрабатывать проекты организации дорожного движения. При этом необходимо указать этапы проектирования организации дорожного движения и требования к ним:

- комплексной транспортной схемы;
- комплексной схемы организации дорожного движения;
- проект организации дорожного движения.
Отдельно отметим, что данный раздел охватывает не все элементы обустройства автомобильных дорог, разработан с учетом устаревших нормативов и указанием на формулировки двойного толкования нормативных документов.

9. Подтверждение соответствия автомобильной дороги требованиям безопасности при изысканиях, проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте на территории Российской Федерации помимо обязательной сертификации, целесообразно проводить и добровольную сертификацию. При этом необходимо прописать требования к добровольной сертификации и общественной экспертизе проектной документации, работ по проектированию, строительству и капитальному ремонту.


10. Общественно важным считаем добавить дополнительные требования в части обеспечения безопасности маломобильных групп населения (инвалидов и т.д.) при производстве работ в процессе изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и проведении капитального ремонта автомобильных дорог. Необходимость обеспечения равных условий удобства в пользовании автомобильными дорогами участниками дорожного движения, в том числе маломобильными группами населения, давно является общеевропейскими требованиями, которые влияют на психоэмоциональное состояние всех участников дорожного движения.


11. Необходимым дополнением в данном проекте является и введение требований по обеспечению оперативного и эффективного реагирования аварийно-спасательных, медицинских и специальных служб на дорожно-транспортное происшествие, либо иные нештатные и чрезвычайные ситуации, а также ликвидации их последствий.


12. Представленный проект технического регламента действительно нуждается в доработке, с последующим публичным обсуждением в органах законодательной, исполнительной власти, в проведении общественной экспертизы.


Необходимо отметить, что в проекте данного регламента следует учитывать особенности действующей законодательной и нормативной базы, а именно технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» и Градостроительный кодекс РФ. Введение в действие данного регламента может потребовать внесения изменений в действующую законодательную базу.


Эта большая работа, которую жёстко контролирует Правительство РФ. Для решения этой задачи объединены не только усилия законодательной и исполнительной власти в России. Приятно отметить, что представители научных организаций, дорожно-строительного комплекса страны, общественных организаций активно участвуют при разработке проектов документов и их общественном обсуждении. Сегодня есть уверенность, что в России будет развиваться эффективная система организации и управления дорожным движением, которая обеспечит безопасность на дорогах для всех его участников.