Предложение по проекту Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения».








Пугачев И.Н. - член экспертного совета организации КСОДД, кандидат технических наук, доцент кафедры Автомобильные дороги Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), декан Факультета переподготовки и повышения квалификации, председатель комиссии по безопасности дорожного движения при Хабаровской краевой ассоциации автотранспортников «Хабаровскавто», член конкурсной и экспертной комиссии по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре, в Хабаровском крае, член редакционного совета журнала «Дальневосточные дороги и транспортные коридоры», автор многочисленных публикаций, книг, учебных пособий.


Организация дорожного движения является важнейшим условием достойной жизни и свободного развития человека, охраны труда и здоровья людей, обеспечения единства экономического пространства и свободного перемещения товаров в Российской Федерации. Системный анализ Конституции РФ показал, что несмотря на отсутствие вопросов организации дорожного движения в ее статьях 71 и 72 в числе предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов ее совместного ведения с субъектами России, данные вопросы являются предметом постоянного внимания Российского государства, более того, его прямой обязанностью. Содержащиеся в Конституции РФ принципиальные стимулирующие положения нашли отражение в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, косвенно регулирующих вопросы организации дорожного движения.


Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010г. №152 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» на Министерство транспорта РФ возложена организация дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах. Для реализации данного обязательства Министерство транспорта РФ имеет право принимать акты в области организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах, включая нормы и правила, устанавливающие требования к проектам и схемам организации дорожного движения, а также определять порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Законодательное определение организации дорожного движения содержится в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно статье 2 названного Закона организация дорожного движения – это «комплекс организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах». Однако такое определение не раскрывает необходимость, в первую очередь, обеспечения безопасности участников движения и безопасности движения транспортных средств.

В связи с этим представляется целесообразным предложить следующее:
1. Необходимо пересмотреть ст. 2 закона и с учетом существующей практики и сложившегося положения с состоянием безопасности дорожного движения на дорожной сети страны внести изменения в определение термина «организация дорожного движения»:
«Организация дорожного движения – это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, включающий вопросы планирования городских, областных (краевых) и региональных транспортных систем, организацию работы и взаимодействия различных видов транспорта (в первую очередь ГПТ), различные меры и решения, направленные на ограничение движения и парковки автотранспортных средств».
2. Подготовить постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее систему государственного управления организацией дорожного движения, права и обязанности, ответственность субъектов системы. С обязательным созданием в крупных городах РФ Центров ОДД, в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по мониторингу организации дорожного движения, проведению экспертизы состояния этой деятельности, проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОДД.
Федеральный закон от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти субъектов РФ осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Однако, в положениях федерального закона вопросы обеспечения организации дорожного движения выпали из поля зрения законодателя.

В связи с этим подп. «а» п. 2 в ст. 21 закона № 184 изложить в следующей редакции:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечению организации и безопасности дорожного движения.

В действующей редакции отсутствует фраза «обеспечению организации и безопасности дорожного движения».
Кроме того, в закон следует внести такие дополнения, которые должны решаться соответственно на уровне муниципалитета, на территории муниципального района и городского округа:
разработка и осуществление региональных целевых программ, участие в реализации федеральных целевых программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий;
строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
участие в организации движения транспортных средств и пешеходов на дорожной сети, в том числе на стадиях градостроительного проектирования, обеспечение безопасности дорожного движения, регулирование деятельности на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в границах поселения;
организация регулярного освещения в средствах массовой информации вопросов безопасности дорожного движения, координация деятельности государственных средств массовой информации в данной сфере, включая разработку специальных проектов, адресованных различным группам населения;
организация и поддержка общественных объединений, созданных для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении;
организация системы подготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств, обучения граждан правилам и требованиям безопасности дорожного движения;
координация деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
создание специального органа в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающего реализацию государственной политики в области организации дорожного движения;
разработка и осуществление местных целевых программ, участие в реализации программ субъекта Российской Федерации, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий на территории муниципального района, городского округа;
организация медицинского обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального района.
В перечень вопросов местного значения в статьях 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения соответствующих муниципальных образований. Их решение обеспечивается органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.

При анализе аварийности выявлено, что значительное количество дорожно-транспортных происшествий происходит в городах и населенных пунктах. Такое положение во многом обусловлено тем, что в федеральном законе №131 не нашли отражения вопросы организации движения транспортных средств и пешеходов по дорожной сети.

Так в подп. 5 п. 1 ст. 14 к ведению местного самоуправления отнесено лишь содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселений. В дальнейшем в законе никак не раскрывается столь необходимая деятельность органов местной власти по организации и безопасности движения. В связи с этим необходимо п. 1 ст. 14 дополнить подп. 7.1–7.3:
7.1. Организация и проведение мероприятий по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечению безопасности дорожного движения в границах поселения;
7.2. Разработка и осуществление местных целевых программ, участие в реализации программ субъекта Российской Федерации, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий на территории поселения;
7.3. Участие в организации движения транспортных средств и пешеходов на дорожной сети, в том числе на стадиях градостроительного проектирования, регулирования деятельности на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в границах поселения.

В ст. 14 закона целесообразно также внести следующие пункты, реализация которых на уровне местных органов власти позволит повлиять на снижение уровня аварийности:
организация медицинского обеспечения безопасности дорожного движения на территории поселения;
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории поселения, в том числе по основам обеспечения безопасности дорожного движения, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
оказание содействия общественным объединениям, созданным для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении;
участие в организации регулярного освещения в средствах массовой информации вопросов безопасности дорожного движения на территории поселения.

Ст. 15 закона к ведению муниципального района в п. 5 отводит «содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района», а в п 6 этой статьи прописаны и «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района», но вновь отсутствуют вопросы организации и безопасности движения на этих территориях.
Ст. 15 закона следует дополнить подпунктом следующего значения:
организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального района.
В ст. 17 закона, раскрывающей полномочия органов местного самоуправления, вновь ничего не сказано об организации дорожного движения.

В связи с этим целесообразно в эту статью внести следующее дополнение:
организация деятельности по повышению безопасности движения транспортных и пешеходных потоков на территории поселения, а также вне границ населенных пунктов в пределах муниципального района, по средствам совершенствования ОДД.
Получив соответствующие полномочия, органы местного самоуправления смогут более активно и целенаправленно влиять на положение с аварийностью на подведомственной им муниципальной территории.
В целях повышения ответственности участников дорожного движения необходимо дополнительно ужесточить внесенные ранее предложения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (закон РФ от 24.07.2007 г. № 210) в области дорожного движения.

П. 2 ст. 24 закона «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения, однако практика свидетельствует, что как пешеходы, так и водители, нарушая ПДД, ущемляют права друг друга. Существенным фактором такого положения, наряду с низкой дисциплиной пешеходов и водителей, недостаточным техническим оснащением дорог и пешеходных переходов, отсутствием возможностей бесконфликтного движения транспортных и пешеходных потоков и т. д., являются сравнительно низкие штрафные санкции за совершенные нарушения ПДД к пешеходам и водителям.

Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в области дорожного движения, к сожалению, увеличило штрафные санкции за нарушение ч. 1 ст. 12.29 до 200 руб., что не будет способствовать снижению таких нарушений, так как опытные данные свидетельствуют о многочисленных нарушениях пешеходами именно этой позиции.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.30 за нарушение пешеходом правил движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, санкции возросли со 100 до 300 руб., что явно недостаточно.
Повышение штрафных санкций к этой категории участников дорожного движения по всей вероятности должно сократить число нарушений ПДД пешеходами. Вместе с тем нельзя не отметить, что в нашей стране норма закона не всегда бывает эффективна не потому, что незначительна, а вследствие того, что она не применяется законодателем и правоохранительными органами. Не способствует этому и механизм взимания штрафных санкций с пешеходов.
Практика изучения аварийности показала, что до 20 % ДТП с участием пешеходов происходит вследствие неожиданного выхода пешеходов из-за стоящих в непосредственной близости от пешеходного перехода транспортных средств, которые нарушают правила остановки и стоянки, тем самым снижая видимость как пешеходам, так и водителям, движущимся в прямом направлении.

В связи с этим представляется целесообразным штрафные санкции в соответствии со ст. 12.19 за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств, которые весьма незначительны, пересмотреть в сторону увеличения в ч. 3 и 4 ст. 12.19 до 1000–1500 руб.
Сложная дорожно-транспортная ситуация, которая наблюдается на дорогах городов нашей страны, нередко обусловлена несоблюдением тех немногих нормативных документов, которые регламентируют осуществление работ по организации дорожного движения. При разработке схем организации движения обеспечению безопасности пешеходов не уделяется должное внимание: не обследуются движение пешеходных потоков, зоны их притяжения, не всегда правильно определяется расстояние между пешеходными переходами, в целях экономии средств откладывается строительство подземных пешеходных переходов и т. д. Все это ведет к росту ДТП с участием пешеходов. В настоящее время в ст. 12.34 Кодекса предусмотрены санкции за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, но в этом перечне нет упоминания о недостатках и неправильной организации дорожного движения. Никто не несет ответственность за конкретные упущения. В связи с этим целесообразно ввести в Кодекс статью, предусматривающую ответственность должностных лиц за принятие или несоблюдение требований нормативных документов по организации дорожного движения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, которыми устанавливается единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, закрепляются права и обязанности всех категорий участников дорожного движения, определяются значения сигналов регулировщика, светофоров, а также дорожных знаков и разметки.

Изменения в Правилах необходимы, в первую очередь касающиеся самой не защищенной части участников движения – пешеходов. Принимая во внимание, что число лиц в стране, имеющих водительские удостоверения, около 50 млн человек, можно считать, что две трети участников дорожного движения составляют пешеходы, не изучающие правила дорожного движения и не знающие свои права и обязанности. Обязать граждан страны сесть за изучение ПДД – задача не из простых, да и, по-видимому, необязательна, если предусмотреть соответствующие меры.

В Правилах дорожного движения РФ необходимо более полно отразить положения Венской конвенции о дорожном движении 1968 г. и дополняющего её Европейского соглашения 1971 г. (с учетом поправок, принятых в 1993 и 2006 гг.)
В разд. 4 «Обязанности пешеходов» следует более детально изложить правила движения пешеходов с учетом ст. 20 Конвенции и соответствующих требований Европейского соглашения.
В разд. 14 «Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств» ПДД необходимо включить требования п. 3 ст. 7 Конвенции (поправка 1993 г.) в отношении повышенного внимания к «наиболее уязвимым» участникам дорожного движения (инвалиды, престарелые люди, дети, пешеходы).

В этот раздел (предлагается изменить его название на «Правила, касающиеся водителей по отношению к пешеходам») следует включить, в частности, также пункты:
1. «Водители транспортных средств должны проявлять повышенную осторожность по отношению к таким наиболее уязвимым участникам дорожного движения, как пешеходы, в частности, дети, престарелые лица и инвалиды»;
2. «Водитель транспортных средств обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, а также в условиях, установленных п. 4.3 Правил. В случае необходимости водитель должен остановиться и пропустить пешеходов»;
3. «На регулируемом пешеходном переходе водители при включении разрешающего сигнала светофора или разрешающем жесте регулировщика могут продолжить движение лишь убедившись, что не создают опасности для пешеходов, не успевших закончить переход».
4. Внести изменения в термин «дорога», имея в виду, что «дорога» как инженерное сооружение (включающая в себя тротуары, обочины и т. д.) используется и приспособлена для движения не только транспортных средств, но и пешеходов. Без слова «пешеходов» определение «дороги» во многом способствовало тому, что приоритет при организации движения заранее отдавался транспортным потокам. Все пешеходные переходы через проезжую часть дороги, регулируемые и нерегулируемые, находятся на дороге, и по ней движутся пешеходы. При отсутствии пешеходных переходов пешеходы имеют право переходить дорогу в зоне перекрестков дорог – по линии тротуаров или обочин.

Анализ зарубежного опыта показал, что основным направлением работы по предупреждению наезда на пешеходов в темное время суток является улучшение видимости пешеходов. Дорожное освещение, светлая одежда повышают видимость человека, однако максимальный эффект достигается при наличии в одежде пешехода элементов из материала со световозвращающим эффектом. Во многих странах существует практика по введению в нормативные документы требования об обязательном ношении световозвращающих элементов (катафоты, нашивки) в темное время суток пешеходами и велосипедистами, передвигающимися не по тротуарам или велосипедной дорожке.
Целесообразно внести в разд. 4 ПДД «Обязанности пешеходов» пункт, регламентирующий пешеходам при движении по дорогам в темное время суток вне населенных пунктов или при отсутствии наружного освещения иметь на своей одежде световозвращающие элементы, дающие возможность водителям обнаружить пешеходов.

При всей объемности и содержательности нового Градостроительного кодекса РФ и высокой оценке его специалистами градостроительства следует отметить, что недостающие звенья в области проектирования КСОД и ПОД оказывают необратимые последствия на эффективность и безопасность функционирования дорожных сетей.

В тексте Кодекса необходимо прямое указание на обязательность решения вопросов организации и безопасности дорожного движения в рамках архитектурно-строительного проектирования. Это более действенно, чем соблюдение декларируемых принципов и, главное, определяет проектирование организации и безопасности дорожного движения как составную часть архитектурно-строительного проектирования. К тому же акцент на это положение необходим для предупреждения превратного толкования п. 2 ст. 4 Кодекса.

Таким образом, необходимо расширить либо само понятие «градостроительная деятельность», либо понятие какого-либо из видов градостроительной деятельности (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территорий, архитектурно-строительное проектирование – очевидно последнее, хотя это понятие, к сожалению, отсутствует в ст. 1 Кодекса) с тем, чтобы оно включало в себя и деятельность по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В связи со сказанным в ст. 1 Кодекса следует поместить определение понятия «градостроительное проектирование», которое впервые использовано в п. 3 ст. 7 Кодекса и в дальнейшем широко применяется в его тексте, и понятия «архитектурно-строительное проектирование», которое фигурирует в ст. 48 Кодекса.
Следует устранить также редакционную неточность, создающую противоречие в понятиях, используемых Кодексом. В начале ст. 2 нормативные правовые акты – самостоятельные документы, хотя и создаваемые в соответствии с законодательством, т. е. не противоречащие законодательству; в п. 1 ст. 3 нормативные правовые акты являются составной частью законодательства.

Гл. 2 Кодекса не устанавливает субординацию в отношении утверждения нормативов градостроительного проектирования. Необходимо указать, что нормативы более низкого уровня управления не могут противоречить нормативам более высокого уровня управления.
К документам территориального планирования муниципальных образований Кодекс (ст.18) относит схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений и городских округов, причем, «состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований … устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

Содержание генеральных планов ограничивается отображением границ различных функциональных территорий (п. 6 ст. 23) и размещением «объектов капитального строительства местного значения, в том числе: … 2) автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, …в границах городского округа …» (подп. 2 п. 3 ст. 23). Таким образом, Кодекс и в разделе территориального планирования муниципальных образований ни в какой мере не регламентирует (и не побуждает) проектирование организации и обеспечения безопасности дорожного движения.

Генеральные планы городов с численностью населения 250 тыс. жителей и более должны включать в себя концептуальные положения по перспективному развитию системы организации дорожного движения на расчетные сроки генерального плана. Такая запись должна быть сделана в п. 8 ст. 23 Кодекса, и соответствующее дополнение следует внести в п. 14 ст. 24 Кодекса. Отсылка на п. 3 ст. 24, упоминающего комплексные программы развития муниципальных образований, недостаточна, так как эти программы не объявлены обязательными и их структура и содержание не регламентируются Кодексом.

Предлагаемые включения позволят иметь нормативно закрепленную предпосылку обязательной проектной проработки вопросов организации и обеспечения безопасности дорожного движения на всех стадиях градостроительного проектирования.

На стадии подготовки документации по планировке городов с численностью населения 250 тыс. жителей и более должны разрабатываться комплексные схемы организации дорожного движения (КСОД), являющиеся предпроектной реализацией упомянутых выше концептуальных положений генерального плана и устанавливающие сетевые методы организации дорожного движения на краткосрочную (до 5 лет) и среднесрочную (до 10 лет) перспективу. Такое положение следует отразить в подп. 2 п. 3 ст. 42 и в подп. 3 п. 5) Кодекса, причем необходимо по аналогии с п. 3 ст. 43 подчеркнуть возможность разработки КСОД и без обязательной привязки к проекту планировки территории.

В ст. 48 Кодекса необходимо найти место для проектов организации движения (ПОД), представляющих собой стадию рабочего проектирования, реализующего предпроектные предложения КСОД. Да и в целом ст. 48 нуждается в серьезной доработке, чтобы архитектурно-строительное проектирование не замыкалось только на «объекты капитального строительства и капитального ремонта объектов капитального строительства» (ст. 48, п.1).
При внесении изменений и дополнений в Кодекс необходимо учесть Положение по разработке проектной документации по организации дорожного движения в городах, разработанное ЦНИИП градостроительства и ВНИЦБД МВД СССР.
Тем самым будет обеспечен завершенный цикл проектирования организации дорожного движения в крупных городах, являющийся самостоятельной, но составной частью градостроительного проектирования.

Учитывая тесную взаимосвязь вопросов транспортного и градостроительного планирования, следует проработать вопрос о внесении в действующий Градостроительный кодекс ряда изменений:
- в рамках предусмотренных ст. 10 Градостроительного кодекса документов территориального планирования Российской Федерации следует предусмотреть отдельную схему территориального планирования в области развития автомобильных дорог, которая должна обеспечить взаимную увязку планов развития сетей автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения;
- нужно определить требования к структуре и содержанию документации по развитию городских транспортных систем, порядок её разработки, утверждения и экспертизы, а также её место в составе документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;
- необходимо на законодательном уровне проработать вопрос о введении специального механизма обязательной государственной транспортной экспертизы инвестиционных проектов и программ в сфере жилищного и промышленного строительства в части их воздействия на показатели функционирования городской транспортной системы.

Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», принятый 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, предложил новую единую для внегородских и городских дорожных сетей классификацию автомобильных дорог. Согласно этой классификации, нет больше понятия улиц. Теперь законодатель именует их как автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения. К ним относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Также как классификационные единицы в городе законом выделены автомобильные дороги общего пользования местного значения городского округа и автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального района.

Также в законе введены общие для города и внегородских дорог понятия и нормы по поводу полос отвода и придорожных полос, не объясняя прочтение этих понятий, при совершенно различных условиях пролегания таких дорог.
Спорным является пункт 18, Статьи 5, который гласит «Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Правительство РФ, на этот счет выпустила в 2006 г. ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования».

Ошибка, сделанная в этом стандарте, перекочевала и в Закон. Речь идет о фразе «Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
- количества и ширины полос движения;
- наличия центральной разделительной полосы;
- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне».

На самом деле данный перечень зависимостей не соответствует определениям – «транспортно-эксплуатационные качества» и «потребительские свойства».
Транспортно-эксплуатационные качества автомобильной дороги – это комплекс показателей, характеризующих работу автомобильных дорог как транспортного сооружения: скорость, интенсивность и состав движения, пропускная и провозная способность, уровень аварийности, качество дорожного покрытия, время сообщения, себестоимость перевозок и другие.

Потребительские свойства дороги – это совокупность её транспортно-эксплуатационных показателей, непосредственно отвечающих интересам пользователей. К потребительским свойствам относятся: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением, способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешёнными для движения по дорогам общего пользования осевыми нагрузками, общим весом и габаритами, экологическая безопасность, эстетические и другие свойства.
Возможно в ГОСТ Р 52398-2005, следовало бы опустить фразу «от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог», и читать просто – «Автомобильные дороги разделяют на категории в зависимости от…» и далее по тексту.

Закон широкомасштабно рассмотрел вопросы платных дорог. Однако, в нем полностью проигнорированы тенденции и накопленный в этом направлении зарубежный опыт. В руководствах по организации дорожного движения зарубежных стран написано, что «платная дорога» – это эффективный самоокупаемый инструмент для оптимального распределения транспортных потоков по параллельным маршрутам. Плата за проезд по таким дорогам используется и является достаточной, для содержания её в отличном транспортно-эксплуатационном состоянии. На строительство дороги этих денег в принципе хватать не может, поэтому расходы на строительство везде несет государство. В законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», «платная автомобильная дорога» – это «автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом». И не слова, о её значении в долевом распределении автомобильного трафика.

В законе вопросы предоставления концессионеру в аренду земельных участков также трактуются в противоречии с мировым опытом. В статье 39 нет стандартного ограничения, согласно которому эти земельные участки должны располагаться в пределах полосы отвода автомобильной дороги либо придорожной полосы. Фактически это означает переход от дорожной концессии к передаче в концессию земельных участков как таковых.

Отдельно следует отметить, что вопросы организации дорожного движения не нашли отражения в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Между тем организация дорожного движения относится к сфере транспортного комплекса, от осуществления которой в прямую зависит транспортная безопасность.

Сложившаяся практика планирования землепользования в городах без учета транспортных проблем, привела к трудностям перспективного планировании развития дорожной сети города, приводящем к невозможности реконструкции существующих дорог и устройству новых направлений для пропуска более интенсивных транспортных потоков. В тексте Земельного кодекса РФ в статье 90 не определен механизм резервирования и изъятия земель для нужд дорожного строительства, перевода сельскохозяйственных земель в категорию транспортных земель.

Необходимо также закрепить в Налоговом кодексе РФ систему налогов предусматривающую в содержании транспортного налога оплату за воздействие автомобилей на дороги, за реальное использование автомобильных дорог при проезде по ним автомобилей, для оптимального решения вопросов организации дорожного движения, укрепления финансовой базы этой деятельности.