Нам необходимо изменить общественное мнение - тогда дороги будут служить людям

Сканы оригинала статьи из журнала "Мир дорог" март 2011


Нам необходимо изменить общественное мнение - тогда дороги будут служить людям

Акулов А.М.
Председатель Аппарата Президиума
МОО "Координационный совет по организации
дорожного движения",
кандидат технических наук

8 ноября 2010 года был опубликован перечень поручений Президента России по организации дорожного движения в Российской Федерации. К исходу декабря появились первые результаты, которые сегодня можно обсудить, и поговорить о проблемах и перспективах их решения в интересах общества на дорогах России.

Нужно отметить, что для подготовки плана, который должен включать в себя комплексные предложения, направленные на решение проблем автомобильных заторов в Министерстве транспорта Российской Федерации создан координационный совет по развитию московского транспортного узла (далее КС МТУ) г.Москвы и Московской области. Совет возглавил министр транспорта РФ И.Левитин. В данный момент КС МТУ готовит единую программу, которую в январе 2011 года планируется утвердить на правительственной комиссии.

Мэр Москвы Сергей Собянин представил на суд общественности свой вариант улучшения транспортной ситуации в столице. Документ включает в себя мероприятия в области «развития транспортного каркаса», «развития системы управления движением». В плане много мероприятий по развитию общественного транспорта, выделения «красных» полос для движения общественного транспорта, развития системы парковок и т.д. Подобные планирующие документы появляются и в других субъектах России, но при знакомстве с их содержанием, возникает настороженность, что уж больно эти документы похожи друг на друга. Одним из существенных недостатков является то, что принимаемые к реализации планы не имеют «оценочных» и экспертных (общественных) заключений, которые должны стать основанием для утверждаемых проектов и расходования средств на организацию дорожного движения в субъекте РФ, городе, другом муниципальном управлении.

14 декабря 2010 года на заседании Экспертного совета Межрегиональной общественной организации «Координационный совет по организации дорожного движения» (далее КС ОДД) были определены несколько блоков задач и предложены пути по организации и управлению дорожным движением. Эти предложения могут быть реализованы во всех городах с население более миллиона человек, а также найти широкое применение, как в субъектах РФ, так и в небольших муниципальных образованиях.

1. Несоответствие количества и качества улично-дорожной сети (далее – УДС) городов возросшему количеству автомобильного транспорта, а также отсутствие достаточного количества мест для стоянки транспорта.

1.1. Плотность УДС в крупных российских городах в 4 – 5 раз меньше, чем в городах Евросоюза. Положение в российских городах усугубляется неэффективностью использования существующей проезжей части УДС, стоянкой и хранением транспортных средств непосредственно на проезжей части, а также отсутствием требований и нормативов по организации внеуличных парковок.

Необходимо принять законодательные решения, обеспечивающие освобождение всей проезжей части УДС городов от стоянок транспортных средств за счет освоения внеуличного пространства, устройства плоскостных, надземных, подземных, многоуровневых и др. автостоянок. Надо оптимизировать размещение объектов инфраструктуры городов, привлекающих большие транспортные потоки (продовольственные, материальные хранилища) или вынести их за внутригородские территории.

1.2. В действующем градостроительном законодательстве отсутствуют требования к структуре и содержанию документации по развитию городских транспортных систем, порядку её разработки, утверждению и экспертизе, а также её место в составе документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Для решения данных проблем необходимо внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, устанавливающих требования к структуре и содержанию документации по развитию городских транспортных систем, порядку её разработки, утверждению и экспертизы, а также её месту в составе документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

В данном законопроекте необходимо предусмотреть:

- формирование понятийного аппарата в части определения терминов: «улично-дорожная сеть», «объект транспортной инфраструктуры», «комплексная транспортная схема»;

- обязательность решения вопросов развития и размещения объектов транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения в рамках архитектурно-строительного проектирования;

- обязательную разработку комплексных транспортных схем (КТС) и комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) в рамках градостроительного проектирования;

- обязательную проработку проектов организации движения транспорта и пешеходов, которые определяют основу для разработки проектов территориального планирования и размещения объектов капитального строительства и представляющие собой стадию проектирования, реализующего предпроектные предложения КТС и КСОДД;

- обеспечение завершенного цикла проектирования по развитию транспортной системы, размещению объектов транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения на территории поселений как самостоятельной, но составной части градостроительного проектирования;

- нормативное правовое закрепление обязательной проектной проработки вопросов транспортного обеспечения населения, организации и обеспечения безопасности дорожного движения на всех стадиях градостроительного проектирования;

- возложение административной ответственности на должностных лиц за принятие или несоблюдение требований нормативных документов по организации дорожного движения;

- при проектном утверждении, принятии объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, дорог в эксплуатацию необходимо проводить независимую общественную экспертизу.

1.3. Проблема организации временных стоянок в городах, в том числе «хранения машин» по месту жительства. Припаркованные автомобили «забирают» у проезжей части до половины её пропускной способности, а также не дают возможности подъехать при необходимости скорой помощи, пожарным автомашинам и другим службам к месту оказания помощи. Дефицит мест на организованных стоянках и на участках УДС, где нет запрещения, провоцирует водителей на игнорирование запрета, а при существующих нормах административного права эти меры практически не работают.

Необходимо внести изменения в градостроительные нормативы в части увеличения количества мест стоянки у зданий различного функционального назначения (создание подземных стоянок). Установить различные уровни оплаты за пользование местами стояки в зависимости от уровня загрузки движением и потребности в стояночных местах в различных городских зонах, а также предоставить право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять уровень штрафов за нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств.

2. Отставание развития общественного транспорта и его непривлекательность для населения.

Для повышения пропускной способности УДС необходимо развитие и создание приоритетных условий для движения в городах общественного транспорта.

Развитие общественного транспорта в крупных городах должно стать эффективной мерой к сокращению количества личного легкового транспорта на улицах городов.

Для развития общественного транспорта городов необходимо:

- увеличение количества и качества подвижного состава;

- обеспечение бесперебойности и доступности общественного транспорта;

- повышение комфорта и скорости перевозки пассажиров;

- выделение полос для общественного транспорта на проезжей части городов;

- приближенность общественного транспорта к жилим районам и объектам городской инфраструктуры;

- развитие современных внеуличных городских видов транспорта (метро, легкое метро, монорельс, легкий трамвай, фуникулеры и т.д.);

- экономическая мотивация отказов от поездок на личном автотранспорте (плата за въезд, плата за парковку, увеличение штрафов за неправильную парковку и т.д.);

- создание перехватывающих парковок для личного и грузового транспорта;

- ограничение движения транспорта (на общественный транспорт не распространяется);

- ценовая доступность, создания системы льгот на постоянное пользование общественным транспортом;

- на критически загруженных направлениях движения в «часы пик» - организация бесплатного проезда в общественном транспорте.

3. Использование современных принципов и методов организации дорожного движения, а также распорядительных действий по управлению движением.

3.1. Применение современных автоматизированных систем управления дорожным движением и интеллектуальных транспортных систем позволит оптимизировать транспортные потоки, сократить задержки в движении, улучшить экологическую обстановку в городе, а также обеспечить контроль за движением общественного транспорта и соблюдением правил дорожного движения.

3.2. Введение ограничений для въезда транспорта, в том числе определённых категорий или определенное время, в наиболее загруженные городские районы (зоны).

Необходимо внесение в Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнения, предоставляющие возможность введения ограничения движения грузового транспорта. Оно может быть по времени и сезонности, которое может быть связано с предельной загрузкой дорог и оговаривающего все детали этой процедуры, включая обязанности информирования пользователей дорог, обязательное обозначение возможных объездов и наличия стоянок для временного ожидания.

3.3. Установление особых временных (в периоды наименьшей интенсивности движения) условий для работы торгово-складских и других объектов, требующих подвоза или вывоза грузов, а также регламентация проведения работ дорожно-эксплуатационных служб в условиях заторов.

3.4. Определение критериев распорядительных действий, уполномоченных на регулирование дорожного движения лиц (установление приоритета их основных задач и усилий, направленных на устранение помех для движения, регламентация действий по переводу на ручное управление сигналами светофора, исключение преднамеренных сужений проезжей части на въездах-выездах городов в местах выполнения служебных обязанностей, ликвидация возникших «заторов» по причине ДТП и др.).

3.5. Необходимость создания специализированных структур в составе органов власти на региональном и муниципальном уровнях для реализации функций по организации и управлению дорожным движением на УДС города (региона).

3.6. Установление ответственности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за организацию дорожного движения на находящихся в их ведении дорогах.

3.7. Включить в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показатели состояния организации и функционирования дорожного движения, их соответствия интенсивности дорожного движения, наличия и внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением, контроля скорости, интеллектуальных транспортных систем, а также перспектив развития.

Сегодня многие представители органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и в регионах, очень осторожно делают оценки, когда пробки прекратятся на дорогах. Наши оценки достаточно оптимистичны, при этом мы исходим из реальности мировой практики по организации движения, Так, вопросы законодательного регулирования должны решаться постоянно, однако, первый этап необходимо реально завершить к исходу 2011 года. На решение первоочередных задач по организации дорожного движения в городах потребуется два-три года, при этом эффективность на дорогах возрастёт не более чем на 20 процентов. Кардинального изменения дорожно-транспортной ситуации на улицах, когда движение можно будет оценивать, как удовлетворительное, следует ожидать лишь к 2015 году, тогда проблемы по организации дорожного движения объективно должны быть решены на 60-70 процентов.

Полное решение проблем на дорогах можно ждать через 10-15 лет. Для этого нам нужно изменить не только законы, построить новые и улучшить старые дороги, внедрить транспортные интеллектуальные системы управления дорожным движением. Нам необходимо изменить общественное мнение - тогда дороги будут служить людям.