Анализ представленной редакции проекта актуализированного СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» Дополнительные предложения по внесению изменений




Представленная актуализированная версия СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги», устранила несоответствия характерные для предыдущей версии данного СНиП.

Однако следует отметить некоторые моменты, на которые дополнительно следует обратить внимание:

1. Уточненная техническая классификация автомобильных дорог основана на расчетной интенсивности движения, однако необходимы более обширные сведения об автомобильных дорогах для формирования четкой дифференциации дорог по категориям в разделе обычных дорог. Для этого первоначально надо определиться с основными критериями, по которым можно отнести ту или иную дорогу к соответствующей категории. Применительно к существующим дорожным сетям, к таким критериям возможно отнести, прежде всего: значимость данной транспортной связи; суточную интенсивность движения транспортных средств на данной транспортной связи; ширину проезжей части (табл. 1).

Таблица 1

Категория автомобильной дороги

Значение транспортной связи в городе

Интенсивность движения, авт./сут

Ширина проезжей части, м

II

Магистрали агломерационного и городского значения

свыше 6 000, включительно

от 12 и выше

III

Дороги районного значения

от 2 000 до 6 000

от 7,5 до 12

IV

Местная сеть проездов и дорог

до 2 000, включительно

до 7,5

Дороги V категории, возможно, вообще исключить из классификации, поскольку при строительстве такие дороги проектировались по требованиям к земляному полотну для IV категории.

Дорожные сети в Российской Федерации складывалась в течение длительного периода без должного учета перспективного развития по принципу эпизодических реконструкций. Дороги различаются в широких диапазонах по геометрическим и конструктивным параметрам, интенсивности и составу движения. Интенсивности на таких дорогах выросли гораздо более 6 000 авт./сут, в независимости от действительной ширины проезжей части.

Следует внести в текст п.4.3, то, что при дифференциации дорог по категориям, достаточно, что бы хотя бы один из обозначенных выше критериев соответствовал более высокой категории, тогда автоматически данная дорога относится к данной категории.

2. Коэффициенты приведения к легковому автомобилю (п. 4.4) вновь принимаются в соответствии с действующим нормативным документом СНиП 2.05.02 – 85 “Автомобильные дороги”. Этот нормативный документ не рассматривает дифференцированно различные условия движения (перегоны дорог, различные типы пересечений и т.д.) и предполагает постоянные коэффициенты для разных элементов дорожных сетей. В основе этих коэффициентов приведения – соотношение динамических габаритов транспортных средств при движении на перегонах. Обновление и коррекция справочных данных принципиально важны, так как отчетливо прослеживается влияние непрерывно изменяющихся динамических характеристик современного автомобильного парка

(http://transport.istu.edu/downloads/efficiency.pdf).

Таблица 2

Коэффициенты приведения к легковому автомобилю

Тип транспортного средства

Результаты исследования

CНиП 2.05.02 - 85

Легковой автомобиль

1,000

1

Миниавтобус

1,093

-

Грузовой автомобиль, до 2-х тонн

1,179

1,5

Автобус средней вместимости

1,367

-

Грузовой автомобиль, от 2-х до 6-и тонн

1,480

2

Автобус большой вместимости

1,839

3

Грузовой автомобиль, более 6 тонн

1,647

2,5 – 3,5

Сочлененный автобус троллейбус

2,362

-

Автопоезд

2,231

3,5 - 6

3. В п. 6.7. относительно кольцевых пересечений следует отметить, что такие кольцевые развязки могут работать без свето­форного регулирования при интенсивности транспортного потока на кольце около 1 500 ед./ч на одной полосе.

Необходимо так же учесть, что при интенсивности движе­ния по одной полосе более 400 ед./ч уже возникают трудности въезда на данную развязку. То есть, срок жизни в саморегулируемом и безостановочном режиме таких развязок, при сегодняшнем росте интенсивности движения ограничен и далее следует их реконструкция в обычные четырехсторонние перекрестки.

4. Следует внимательно вычитать текст СНиП, с целью устранить ошибки печати. Так п. 11.8 дважды повторяет один и тот же текст с кратким добавлением.

В приложении Б «Термины и определения», в определении «Грунтовых вод» отсутствует определяющая фраза.

5. В приложении Б «Термины и определения», следует дать определения «Общественная дорога» и «Транспортный путь», для того, чтобы явно стала видна разница между понятиями «Дорожная сеть» и «Транспортная сеть».

Так же необходимо дать определения «Обычная дорога» и «Бровка».

Определение «Скоростная дорога» следует дать такое же, как в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах»: К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Член экспертного совета организации КСОДД

Доктор технических наук И. Н. Пугачёв